Kaspersky поймала зловреда, который шпионил за властями и правозащитниками

Kaspersky поймала зловреда, который шпионил за властями и правозащитниками

Kaspersky поймала зловреда, который шпионил за властями и правозащитниками

Эксперты «Лаборатории Касперского» обнаружили бэкдор SessionManager. Он позволяет получить доступ к корпоративной ИТ-инфраструктуре. Жертвами шпионажа становились госорганы и некоммерческие организации в России, Европе и Африке.

Киберпреступники внедряют зловред дистанционно как модуль для Microsoft IIS — набор веб-сервисов, включающий почтовый Exchange. С работой этого сервера сталкивается сотрудник любой компании, где настроена корпоративная почта Microsoft. Для SessionManager и других вредоносных IIS-модулей взломщики эксплуатируют уязвимость ProxyLogon.

Проникнув в систему, злоумышленники могут читать корпоративную почту, распространять вредоносные программы и управлять заражёнными серверами.

По данным «Лаборатории Касперского», первые атаки с использованием SessionManager датируются мартом прошлого года. Жертвами чаще всего становились государственные органы и некоммерческие организации в Африке, Южной Азии, Европе и на Ближнем Востоке, а также в России. Бэкдор удалось обнаружить на 34 серверах в 24 компаниях. SessionManager часто остаётся незамеченным, так как его плохо детектирует большинство популярных онлайн-сканеров.

«Ставшая публично известной в начале 2021 года уязвимость ProxyLogon в сервере Microsoft Exchange дала злоумышленникам новый вектор атаки, которым они активно пользуются, в том числе для загрузки бэкдоров в виде модулей веб-сервера IIS, — рассказывает Денис Легезо, ведущий эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского». — С помощью одного из таких зловредов, SessionManager, злоумышленники получают стойкий к обновлениям, долговременный и успешно скрываемый доступ к корпоративной ИТ-инфраструктуре».

Хакерские группировки очень любят такие зловреды, а в “Лаборатории Касперского” их умеют ловить. Неделю назад мы писали про APT-группу ToddyCat, которая бэкдорит Exchange-серверы в Европе и Азии.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Лишь 3% россиян больше не реагируют на утечки персональных данных

Центр компетенций защиты данных «Гарда» (входит в ИКС Холдинг) изучил, как меняется отношение россиян к утечкам персональных данных. К 2025 году почти никто уже не остаётся равнодушным — доля тех, кто никак не реагирует на компрометацию своих данных, сократилась с 51% до всего 3%.

Исследование показало, что половина россиян никогда не проверяли, попадали ли их данные в сеть, хотя две трети тех, кто это делал, нашли свои персональные данные в открытом доступе.

При этом 55% респондентов считают утечки серьёзной проблемой, а ещё 19% — критической. Только 4% считают её незначительной.

Россияне стали активнее действовать при утечках: 32% меняют или перестают использовать скомпрометированные данные, 26% отказываются от услуг компании, допустившей утечку, 17% обращаются в правоохранительные органы, и столько же — отзывают согласие на обработку данных.

В то же время растёт ощущение бессилия — 49% опрошенных считают, что не могут повлиять на ситуацию. Особенно пессимистичны респонденты среднего возраста: среди людей 51–60 лет так считают 59%. Молодёжь и старшее поколение, наоборот, проявляют больше уверенности и активности.

Утечки персональных данных чаще всего приводят к звонкам мошенников — с этим столкнулись 81% участников опроса. 39% сообщили о взломах аккаунтов в соцсетях, 6% понесли финансовые потери, а 5% столкнулись со взломами банковских приложений.

При этом 60% россиян перед передачей своих данных не проверяют репутацию компании. Среди молодёжи до 20 лет почти все интересуются, насколько надёжен сервис, а вот среди пенсионеров — только 14%. Люди с высоким доходом тоже осторожнее: среди зарабатывающих свыше 500 тысяч рублей проверяют компании две трети респондентов.

После утечки данных 51% россиян заявляют, что больше не будут пользоваться услугами компании, допустившей инцидент. Ещё треть решают в зависимости от обстоятельств. Люди среднего возраста чаще полностью отказываются от услуг, а молодёжь предпочитает оставить негативный отзыв или перейти к конкурентам.

Эксперты напоминают: даже если компании и государство предпринимают меры по защите данных, многое зависит от самих пользователей. Чтобы снизить риски, стоит не делиться лишней информацией, пользоваться только проверенными сервисами, регулярно менять пароли, включать двухфакторную аутентификацию и проверять, не появились ли ваши данные в открытом доступе.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru