Android-троян Anubis вернулся и нацелен на 394 банковских приложения

Android-троян Anubis вернулся и нацелен на 394 банковских приложения

Android-троян Anubis вернулся и нацелен на 394 банковских приложения

Знаменитый банковский троян Anubis, атакующий владельцев мобильных устройств на Android, снова в деле. В новой кампании операторы вредоноса поразили почти 400 различных финансовых приложений и криптовалютных кошельков, из которых зловред пытался украсть деньги.

По словам специалистов компании Lookout, зафиксировавших новые атаки, киберкампания всё ещё находится в фазе тестирования и оптимизации. Возможно, в будущем преступники нарастят обороты и выйдут на другие масштабы.

Напомним, что впервые Anubis появился на одном из российских киберпреступных форумов в 2016 году. Тогда злоумышленники опубликовали исходный код трояна, а также приложили инструкцию по использованию для желающих получить с его помощью прибыль.

В дальнейшем вредонос существенно усовершенствовали, после чего кибергруппировки начали делиться его кодом между собой. В 2019 году Anubis получил практически полностью функциональный модуль вымогателя и пробрался в официальный магазин Google Play Store под видом безобидного приложения.

В прошлом году троян вернулся на ландшафт киберугроз с крупной фишинговой кампанией, в ходе которой операторы атаковали 250 банковских приложений и программ для онлайн-шопинга. Кража учётных данных происходила за счёт наложения фейковых форм для ввода.

 

Как отметили исследователи из Lookout, теперь Anubis охотится за 394 приложениями. Помимо этого, троян нарастил функциональные возможности, среди которых теперь:

  • Запись активности на экране и звука через микрофон.
  • Использование SOCKS5 для доставки пакетов и маскировки коммуникаций.
  • Снятие скриншотов.
  • Массовая отправка СМС-сообщений конкретным лицам.
  • Извлечение контактов.
  • Чтение, удаление и блокировка уведомлений об СМС-сообщениях.
  • Отправка запроса USSD-кода, чтобы проверить остаток на банковском счету жертвы.
  • Блокировка дисплея и запрос выкупа за возврат в прежнее состояние.
  • Мониторинг активности приложений.
  • Фиксация данных GPS.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru