Ботоводы Mirai эксплуатируют уязвимость, затрагивающую миллионы роутеров

Ботоводы Mirai эксплуатируют уязвимость, затрагивающую миллионы роутеров

Ботоводы Mirai эксплуатируют уязвимость, затрагивающую миллионы роутеров

Экспертам в области кибербезопасности стало известно об активной эксплуатации уязвимости, затрагивающей миллионы маршрутизаторов. Как отметили специалисты, под угрозой находятся владельцы роутеров, работающих на прошивке Arcadyan.

Стоящие за атаками злоумышленники пытаются набрать уязвимые устройства в свой ботнет Mirai. Для этого атакующие эксплуатируют критическую брешь под идентификатором CVE-2021-20090. По шкале CVSS баг получил 9,9  баллов из 10, а в случае успешного использования он позволяет удалённому преступнику обойти аутентификацию.

Об атаках на маршрутизаторы рассказали специалисты Juniper Threat Labs, поскольку с февраля 2021 года они «ведут» киберпреступную группировку, известную своими атаками на IoT-устройства, и мониторят всю активность, связанную с подобными кампаниями.

Среди уязвимых девайсов присутствуют десятки моделей роутеров производства совершенно разных компаний: Asus, British Telecom, Deutsche Telekom, Orange, O2 (Telefonica), Verizon, Vodafone, Telstra и Telus.

Поскольку брешь затрагивает многие модели и производителей маршрутизаторов, эксперты считают, что в общей сложности под угрозой могут находиться миллионы пользователей. Примечательно, что об уязвимости первой рассказала компания Tenable, которая ещё в апреле опубликовала соответствующее предупреждение.

А в начале августа уже вышел полноценный PoC-код (proof-of-concept). Более того, исследователи отметили, что CVE-2021-20090 существует уже по меньшей мере десять лет, а ранее дыра просочилась приблизительно на 20 моделей роутеров через цепочку поставок.

Со списком уязвимых роутеров можно ознакомиться на изображении ниже:

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru