Телефонный номер россиянина вскоре может стать его идентификатором

Телефонный номер россиянина вскоре может стать его идентификатором

Телефонный номер каждого россиянина в скором времени может стать идентификатором, способным упростить получение финансовых услуг. Государственная дума на днях готовится рассмотреть соответствующий законопроект во втором чтении.

Речь идёт о ЕИС ПСА (Единой информационной системе проверки сведений об абонентах операторов связи), именно эта система рассматривает номер телефона гражданина России в качестве идентификатора.

По мнению регуляторов, ЕИС ПСА способна сделать финансовые операции более прозрачными, а также параллельно защитить россиян от действий мошенников. По данным издания «Ъ», 31 января Госдума рассмотрит соответствующие поправки, описывающие создание системы.

Однако есть несколько проблем, с которыми вынужденно столкнётся подобная реализация. Например, около 70% телефонных номеров находятся в руках людей, на которых они не зарегистрированы.

Выход есть: гражданин просит оператора связи закрепить за ним ранее купленный номер, который впоследствии может использоваться для получения финансовых услуг удалённо.

Есть один момент, который, предположительно, смутит отдельных граждан, — использовать номер телефона в качестве идентификатора россиянина смогут не только банки и операторы, но и коллекторы.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru