800 000 россиян стали жертвами банковского Android-ботнета

800 000 россиян стали жертвами банковского Android-ботнета

800 000 россиян стали жертвами банковского Android-ботнета

Специалистам антивирусной компании Avast удалось выйти на операции банковского Android-ботнета, атаковавшего российских пользователей. Эксперты считают, что получивший имя Geost ботнет действует с 2016 года, за это время он успел заразить более 800 тысяч устройств на Android.

Такая масштабная кибероперация позволяла преступникам контролировать несколько миллиардов рублей. Выйти на незаконную деятельность исследователям помогла ошибка OpSec.

Киберпреступники допустили оплошность — доверились вредоносной прокси-сети, созданной благодаря вредоносной программе HtBot. Этот вредонос даёт возможность арендовать прокси-сервис, позволяющий анонимно общаться в Сети.

Проанализировав сетевую активность HtBot, антивирусные специалисты неожиданно для себя раскрыли крупную вредоносную кампанию, в ходе которой пострадали 800 тыс. Android-устройств.

Что подвело операторов ботнета — они неудачно выбрали платформы анонимизации, с помощью которых пытались скрыть свои следы. В итоге преступники не смогли корректно зашифровать свои сообщения, а исследователи получили доступ ко всей внутренней работе злоумышленников.

Помимо общей информации, касающейся киберопераций (обход антивирусных программ, заражение устройств), специалисты нашли и личные переписки киберпреступников. Один из интересных моментов таких переписок — намерение одного из участников группировки покинуть её.

Ему ответили, что «не каждый день группа получает 100 тысяч за продвижение», кроме того, «раз уж начинали вместе, заканчивать работу нужно тоже вместе».

Команда Avast также рассказала и про сам ботнет. Geost на деле является сложной инфраструктурой, состоящей из заражённых Android-устройств. Установка вредоносной составляющей на смартфоны россиян происходит благодаря фейковым приложениям.

Обычно такие программы маскируются под банковские приложения или социальные сети. После установки таких программ операторы могут удалённо управлять атакованным устройством.

Особый интерес для злоумышленников в этом случае представляли SMS-сообщения жертв — благодаря им они вычисляли, у кого самый большой баланс на счёте. Эту информацию обрабатывал командный C&С-сервер.

Помимо этого, киберпреступники устанавливали на телефоны граждан банковский троян, главными целями которого стали пять банков, расположенных преимущественно в России.

С подобным анализом данной кибероперации можно ознакомиться в исследовании (PDF) Avast.

Linux вдохнул новую жизнь в видеокарты AMD 2011–2013 годов

Старые видеокарты AMD получили неожиданно хорошие новости из мира Linux. В ближайшей версии ядра Linux 6.19, выход которой ожидается в феврале 2026 года, появится полноценная поддержка графических процессоров на архитектурах GCN 1.0 и 1.1 — тех самых, что дебютировали ещё в 2011–2013 годах.

Речь идёт о поколениях Southern Islands и Sea Islands, знакомых по таким моделям, как Radeon HD 7970, HD 7950, а также Radeon R9 290 и 290X.

До сих пор владельцы этих видеокарт были вынуждены мириться с ограничениями: современный драйверный стек AMDGPU официально поддерживал только GCN 1.2 и более новые архитектуры. Старые GPU оставались за бортом всех свежих оптимизаций.

Ситуацию удалось изменить благодаря работе Тимура Кристофа и команды Valve, которая активно участвует в развитии графического стека для Linux. В результате для GCN 1.0 и 1.1 подготовили новые открытые драйверы, которые теперь планируется включить в основную ветку ядра.

И это не просто «поддержка для галочки». По тестам Phoronix, перевод Radeon HD 7950 на новый драйверный стек даёт прирост производительности до 30%. Особенно заметен эффект в старых OpenGL-играх, где оптимизации оказываются наиболее эффективными.

Одна из ключевых причин такого прироста — полноценная поддержка Vulkan-драйвера RADV из Mesa. Ранее владельцы старых карт были фактически лишены преимуществ современного графического стека, а теперь получают более быстрый и стабильный рендеринг.

Разумеется, ждать чудес не стоит: видеокарты 12–14-летней давности не станут внезапно пригодными для современных AAA-проектов. Но для повседневной работы, старых игр и просто более плавного интерфейса улучшения будут вполне ощутимыми.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru