Новый Android-троян Gustuff опустошает счета и выводит криптовалюту

Новый Android-троян Gustuff опустошает счета и выводит криптовалюту

Новый Android-троян Gustuff опустошает счета и выводит криптовалюту

Опасный троян для мобильных устройств на базе Android атакует клиентов международных банков, пользователей мобильных криптокошельков и крупных ресурсов электронной коммерции. Вредонос получил имя Gustuff, подробно о его деятельности рассказали специалисты международной компании Group-IB, занимающейся предотвращением киберугроз.

Исходя из анализа Group-IB, вредоносную программу Gustuff писали профессионалы — троян учитывает все современные реалии и обладает богатым набором возможностей. Например, полностью автоматизированные функции позволяют ему выводить фидуциарные деньги и криптовалюту со счетов пользователей.

Изначально в качестве жертв Gustuff выбрал клиентов следующих банков: Bank of America, Bank of Scotland, J.P.Morgan, Wells Fargo, Capital One, TD Bank, PNC Bank, а также владельцев криптовалютных кошельков Bitcoin Wallet, BitPay, Cryptopay, Coinbase.

Первая версия зловреда атаковала преимущественно Android-приложения банков, финтех-компаний и криптовалютных кошельков.

Чуть позже авторы вредоносной программы пополнили список его жертв, среди которых теперь пользователи приложений маркетплейсов, онлайн-магазинов, платежных систем и мессенджеров. Таким образом, в опасности люди, использующие PayPal, Western Union, eBay, Walmart, Skype, WhatsApp, Gett Taxi, Revolut и другие системы.

По словам специалистов Group-IB, Gustuff распространяется стандартным способом, который уже давно применяется злоумышленниками для заражения Android-устройств, — через SMS-сообщения, содержащие ссылки на загрузку вредоносного файла APK.

При этом киберпреступники снабдили троян возможностью распространения по базе контактов. Одна из важнейших задач Gustuff — распространить себя на максимально возможное количество устройств, обеспечив своим авторам максимальную капитализацию бизнеса.

Троян также отметился одной из уникальных функций — в Group-IB ее назвали «автозаливом» в легитимные мобильные банковские приложения и криптокошельки. Именно реализация такой возможности позволяет Gustuff ускорить и масштабировать кражу денег.

Для «автозалива» вредоносная программа использует сервис операционной системы Android, известный как Accessibility Service (его и ранее использовали различные вредоносы). В частности, этот сервис для людей с ограниченными возможностями используется для симуляции действий пользователя.

Другими словами, троян может нажимать на любые кнопки, а также менять значения текстовых полей в банковских приложениях — все зависит от того, что ему прикажет оператор.

Более того, у Gustuff были обнаружены возможности отображения фейковых PUSH-уведомлений с иконками легитимных мобильных приложений. При нажатии на такие окна пользователь попадает на фишинговые страницы, которые имитируют легитимные ресурсы кредитных организаций.

«В целях защиты своих клиентов от угрозы мобильных троянов компании должны использовать комплексные решения, которые позволяют без установки дополнительного программного обеспечения на устройства пользователей, отслеживать и предупреждать вредоносную активность», — объясняет Павел Крылов, руководитель направления Group-IB Secure Bank.

«Для этого сигнатурные методы обнаружения мобильных троянов необходимо усиливать технологиями анализа поведения как клиента, так и самого приложения. Также защита должна включать в себя функцию идентификации устройств с использованием технологии цифрового отпечатка, что позволит понять, когда учётная запись используется с нетипичного устройства и уже попала в руки мошенника».

«Принципиально важный момент – наличие возможности кросс-канального анализа, что дает возможность компаниям контролировать риски, возникающие на стороне не только интернет-, но и мобильного канала, например, в приложениях для мобильного банкинга, для операций с криптовалютами и любых других, где может осуществляться финансовая транзакция».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru