Хакеры все еще используют эксплойты АНБ, заражено уже 45 000 компьютеров

Хакеры все еще используют эксплойты АНБ, заражено уже 45 000 компьютеров

Хакеры все еще используют эксплойты АНБ, заражено уже 45 000 компьютеров

Уже более года прошло с момента релиза патчей, которые должны были защитить компьютеры от эксплойтов Агентства национальной безопасности (АНБ) США, просочившихся в Сеть благодаря хакерам. Однако на данный момент сотни тысяч устройств все еще остаются уязвимыми для атак с использованием инструментов АНБ.

Прежде всего, непропатченные компьютеры используются для распространения программ-вымогателей, следующие по популярности идут вредоносные криптомайнеры. Исследователи также предупреждают об использовании инструментов АНБ для создания огромной вредоносной прокси-сети.

В частности, об этом говорит новое исследование специалистов компании Akamai. Эксперты утверждают, что уязвимость UPnProxy, затрагивающая сетевой протокол Universal Plug and Play, теперь может использоваться для атак уязвимых компьютеров, которые защищены фаерволом маршрутизатора.

Атакующие могут использовать UPnProxy для изменения настроек перенаправления портов на роутере, что позволит разрешить обфускацию и маршрутизацию вредоносного трафика. Благодаря этому злоумышленники смогут запускать DDoS-атаки, распространять вредоносные программы или спам.

Раньше большинство компьютеров были защищены от подобного рода атак, поскольку «прятались» за правилами NAT маршрутизатора. Однако теперь, как утверждают в Akamai, киберпреступники используют более мощные эксплойты, чтобы прорваться через этот слой защиты.

«Конечно, досадно наблюдать, как злоумышленники используют UPnProxy для атак на компьютеры, которые раньше были защищены NAT. Но это должно было произойти, в конце концов», — заявил исследователь Akamai Чед Симен.

В ходе своих атак киберпреступники используют так называемое семейство эксплойтов Eternal — EternalBlue и EternalRed. Такие атаки в Akamai называют «EternalSilence». По словам специалистов, уже более 45 000 устройств заражены благодаря EternalSilence.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru