Роскомнадзор превысил свои полномочия, гоняясь за Telegram

Роскомнадзор превысил свои полномочия, гоняясь за Telegram

Появилась информация о том, что Роскомнадзор мог нарушить процедуру блокировки мессенджера Telegram на территории России. А именно — сообщается, что ведомство превысило свои полномочия, так как Генпрокуратура не давала своего согласия на блокировку миллионов IP-адресов.

Об этом стало известно из-за разбирательства между ООО «Живая фотография» и Роскомнадзором, которое компания инициировала, подав иск в Таганский суд Москвы.

В подписанной Генпрокуратурой формулировке уточняется, что Роскомнадзор может заблокировать семь аккаунтов мессенджера на территории России, которые занимаются пропагандой деятельности преступных групп, запрещенных в РФ.

Также упоминались и четыре сервиса, которые могут помочь пользователям обойти блокировки — доступ к ним тоже было поручено ограничить.

Кроме этого, оговаривалось, что в случае копирования запрещенных материалов на других ресурсах, доступ к этим ресурсам также может быть ограничен.

Не было и намека на то, что IP-адрес истца попадает хоть под одну из этих категорий. Следовательно, Роскомнадзор не имел право блокировать доступ к вполне правомерному ресурсу, не пропагандирующему незаконную деятельность, а также же не предоставляющему средства для обхода ограничений ведомства.

Напомним, что в конце прошлого месяца Таганский суд Москвы зарегистрировал первый иск компании, пострадавшей от блокировки мессенджера Telegram на территории России. Претензии к Роскомнадзору (РКН) и Генпрокуратуре имеет ООО «Живая фотография», чей сайт был заблокирован 19 апреля.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru