В приложениях каршеринга обнаружены проблемы безопасности

В приложениях каршеринга обнаружены проблемы безопасности

В приложениях каршеринга обнаружены проблемы безопасности

Solar Security, компания группы ПАО «Ростелеком», национальный провайдер сервисов и технологий для защиты информационных активов, целевого мониторинга и управления информационной безопасностью, провела первое в России исследование мобильных приложений для каршеринга.

Число регистраций сервисах краткосрочной аренды автомобиля в Москве к концу 2017 года превысило 1 миллион, а количество поездок за год достигло 5,4 миллиона. В конце 2016 года их было менее 300 тысяч. Таким образом, за год число зарегистрированных пользователей выросло почти в 4 раза. Основным средством для использования каршеринга являются мобильные приложения, которые, как и все прочие, могут быть содержать различные уязвимости.

«Для пользователя основные риски связаны с возможным похищением аккаунта. В этом случае злоумышленник сможет свободно распоряжаться автомобилем, который в этот момент якобы использует другой человек. Очевидно, что это открывает широкие возможности для различных злоупотреблений и правонарушений, поэтому мы решили проверить, насколько хорошо защищены мобильные приложения для каршеринга», – пояснил Даниил Чернов, руководитель направления Solar inCode компании Solar Security.

В основу исследования легли отчеты, автоматически сформированные с помощью Solar inCode, который использует комбинацию различных типов анализа кода и способен проверять уровень защищенности приложений без доступа к их исходному коду. В отчетах о сканировании содержится общая оценка защищенности приложения по пятибалльной шкале, список обнаруженных закладок, известных уязвимостей и ошибок, ранжированных по уровню критичности.

Для участия в исследовании были выбраны каршеринг-сервисы, работающие в Москве и Санкт-Петербурге – «Делимобиль», «Карусель», Яндекс.Драйв, Anytime, BelkaCar, CAR4YOU, CAR5, Carenda, Carlion, Colesa.com, EasyRide, Lifcar, MatreshCar, Rent-a-Ride, RENTMEE, TimCar. Все приложения рассматривались в вариантах для мобильных операционных систем iOS и Android.

Среди Android-приложений первое место по уровню защищенности с большим отрывом от конкурентов занимает «Яндекс.Драйв». Отсутствие известных критических уязвимостей и очень малое количество уязвимостей среднего уровня (на порядок меньше, чем у конкурентов) позволяет говорить о том, что приложение достаточно безопасно как в части защиты данных пользователей, так и в устойчивости к атакам с помощью троянов или известных эксплойтов.

Второе место разделили Anytime, Lifcar и «Карусель», которые показали примерно одинаковый, достаточно высокий результат. Третье место по уровню защищенности занимает приложение Carenda. В коде прочих приложений критические уязвимости встречаются не менее 5 раз, а уязвимости среднего уровня – по несколько сотен раз, что нельзя назвать удовлетворительным уровнем защищенности. Рейтинг замыкают Rent-a-Ride, BelkaCar и CAR5. Более половины каршеринг-приложений под Android уязвимы к атакам типа DoS и DNS spoofing. Примерно в трети случаев наблюдается небезопасное хранение конфиденциальных данных, в том числе паролей. Кроме того, в большинстве рассматриваемых Android-приложений обнаружена такая недекларированная возможность, как специальная учетная запись, прописанная непосредственно в исходном коде.

Каршеринг-приложения под iOS обладают большим числом уязвимостей, чем их аналоги под Android. Здесь наилучшие результаты продемонстрировали Carenda, CAR4YOU, EasyRide, Карусель и Lifcar, а в конце списка оказались BelkaCar, RENTMEE и Anytime. Для iOS-версий приложений характерны такие уязвимости, как слабый алгоритм шифрования, использование буфера обмена и небезопасная аутентификация. Почти во всех рассматриваемых приложениях под iOS также детектировано использование незащищенного протокола HTTP и небезопасное хранение конфиденциальных данных.

При подготовке исследования декомпиляция и деобфускация приложений не производилась. Статический анализ осуществлялся в отношении бинарного кода.

Брешь в материнках ASUS, MSI и Gigabyte позволяет атаковать до запуска ОС

Уязвимость в материнских платах сразу нескольких крупных производителей позволяет атаковать компьютер ещё до загрузки операционной системы. О проблеме предупредил центр реагирования CERT/CC при Университете Карнеги — Меллона. Речь идёт об ошибке в реализации UEFI и механизма IOMMU, который должен защищать систему от несанкционированного доступа к памяти со стороны подключённых устройств.

На практике во время ранней стадии загрузки прошивка «сообщает», что защита DMA уже включена, хотя IOMMU на самом деле активируется лишь в самый последний момент — прямо перед передачей управления операционной системе.

Этим может воспользоваться злоумышленник, если у него есть физический доступ к устройству. Подключив специально подготовленное PCIe-устройство, атакующий способен получить доступ к данным в памяти, повлиять на начальное состояние системы или даже внедрить код до старта ОС — ещё до того, как заработают любые защитные механизмы Windows или Linux.

Проблема затрагивает материнские платы ASRock, Asus, Gigabyte и MSI — все четыре вендора уже подтвердили наличие уязвимых моделей и выпустили обновления прошивок. При этом, по данным CERT/CC, решения от AMD, AMI, Insyde, Intel, Phoenix Technologies и Supermicro уязвимости не подвержены. Для более чем десятка других производителей статус пока остаётся «неизвестным».

Хотя сценарий атаки выглядит тревожно, эксперты подчёркивают: без физического доступа к компьютеру эксплуатировать уязвимость невозможно. Тем не менее в средах, где устройства могут оказаться в чужих руках — например, в офисах, лабораториях или дата-центрах, — риск нельзя игнорировать.

CERT/CC рекомендует как можно быстрее установить обновления прошивок и соблюдать базовые меры аппаратной безопасности. Особенно это актуально для виртуализированных и облачных сред, где IOMMU играет ключевую роль в изоляции и доверии между компонентами системы.

Уязвимостям присвоены идентификаторы CVE-2025-11901, CVE-2025-14302, CVE-2025-14303 и CVE-2025-14304. О проблеме сообщили исследователи из Riot Games.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru