Больше половины систем ДБО содержат критически опасные уязвимости

Больше половины систем ДБО содержат критически опасные уязвимости

Эксперты Positive Technologies проанализировали приложения банков и пришли к выводу, что больше половины систем ДБО содержат критически опасные уязвимости. При этом доля систем ДБО, в которых обнаруживаются критически опасные уязвимости, снижается с каждым годом. Если в 2015 году уязвимости высокого уровня риска содержались в 90% проанализированных систем, а в 2016 году в 71%, то в 2017-м уже только в 56%.

Однако несмотря на заметный рост уровня защищенности, текущие недостатки все еще несут серьезные угрозы для банков и их клиентов, отмечается в ежегодном исследовании Positive Technologies.

В среднем в 2017 году на каждую систему ДБО приходилось по 7 уязвимостей, что больше показателя 2016 года, когда на каждое финансовое приложение приходилось только 6 недостатков. Однако доли уязвимостей высокого и среднего уровня риска заметно снизились. Например, в трети онлайн-банков отсутствовали критически опасные недостатки, а годом ранее уязвимости высокого уровня риска были во всех финансовых веб-приложениях, кроме одного.

Наиболее распространенными уязвимостями онлайн-банков в 2017 году стали «Межсайтовое выполнение сценариев» (75% систем) и «Недостаточная защита от атак, направленных на перехват данных» (69%), которые позволяют совершать атаки на клиентов банков (например, перехватывать значения cookie или похищать учетные данные). Больше половины онлайн-банков (63%) содержали уязвимость высокого уровня риска «Недостаточная авторизация», которая позволяет злоумышленнику получить несанкционированный доступ к функциям веб-приложения, не предназначенным для данного уровня пользователя. Кроме того, уязвимости в 94% онлайн-банков могли быть использованы злоумышленниками для доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну клиентов, и личной информации.

С мобильными банковскими приложениями ситуация похожа: снизились доли уязвимостей высокого (29% вместо 32% в 2016 году) и среднего уровня риска (56% вместо 60%). Соответственно, увеличилась доля уязвимостей низкого уровня риска; компании стремятся в первую очередь принимать меры для устранения критически опасных уязвимостей. Тем не менее в половине систем (48%) была выявлена хотя бы одна критически опасная уязвимость. В 52% мобильных банков уязвимости позволяли расшифровать, перехватить, подобрать учетные данные для доступа в мобильное приложение или вовсе обойти процесс аутентификации. В результате злоумышленник может получить возможность совершать операции в мобильном банке от лица легитимного пользователя.

При этом iOS-приложения вновь оказались защищены лучше, чем их аналоги для Android. Доля уязвимостей высокого уровня риска в iOS-приложениях составила всего 25%, в то время как в Android-приложениях она занимает 56%. Практически для всех рассмотренных мобильных банков (кроме одного) эксперты анализировали по два идентичных приложения, разработанных для разных операционных систем, и в некоторых случаях мобильное приложение для iOS не содержало уязвимостей, которые были обнаружены в Android-приложении.

Большинство систем ДБО (68%) были разработаны финансовыми организациями самостоятельно. Но если в 2016 году приложения, созданные банками, содержали в два раза меньше уязвимостей, чем системы, развернутые на готовых платформах, то год спустя ситуация изменилась: у приложений, построенных на «коробочных» решениях, стало меньше критически опасных уязвимостей. Вендоры стали больше внимания уделять вопросам безопасности, в то время как банкам по-прежнему не хватает опытных разработчиков в штате и грамотно выстроенного процесса безопасной разработки.

«2017 год подарил надежду, что финансовые приложения когда-нибудь станут безопасными. Мы наблюдали существенное повышение уровня защищенности анализируемых систем ДБО — как онлайн-банков, так и мобильных приложений, — комментирует результаты исследования аналитик Positive Technologies Ольга Зиненко. — Однако финансовые организации не должны останавливаться на достигнутом. Их клиенты по-прежнему рискуют как минимум своими личными данными и банковской информацией, а сами банки — денежными средствами. Так, в 44% мобильных приложений можно было скомпрометировать банковскую информацию клиентов, а в 13% нам встретилась уязвимость "Выполнение произвольного кода", эксплуатация которой позволяет получить полный контроль над сервером ДБО, что чревато для банка репутационными и финансовыми потерями».

Помимо анализа защищенности приложений, который регулярно проводят практически все банки, эксперты советуют не забывать про анализ исходного кода приложений. Анализировать код необходимо и в системах, построенных на базе готовых вендорских решений: уязвимости могут возникать в процессе внедрения и настройки. До выпуска исправлений для выявленных уязвимостей рекомендуется использовать систему превентивного контроля (web application firewall), а после их устранения проводить проверку эффективности принятых мер.

При самостоятельном создании финансовых приложений банки должны уделять больше внимания вопросам безопасности на ранних стадиях — как на этапе проектирования приложений и подготовки технических заданий для программистов, так и в процессе разработки.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Browser-in-the-browser: мошенники угоняют учетки геймеров в Steam

Group-IB обнаружила 150 мошеннических ресурсов, замаскированных под популярную платформу компьютерных игр — Steam. Учетные записи геймеров угоняют незаметной фишинговой техникой “Browser-in-the-browser“.

Сейчас на Steam зарегистрировано 120 миллионов геймеров, а число продаваемых на этой платформе игр превышает 50 тыс. единиц. Речь о бестселлерах: Half-Life, Counter-Strike и Dota 2. Цена аккаунта начинающего игрока составляет десятки долларов, аккаунты ведущих пользователей оцениваются в $100 000 — $300 000.

С момента запуска платформы в 2003 году киберпреступники с переменным успехом пытались завладеть “прокаченными” аккаунтами геймеров, но без особого результата.

Теперь жертв заманивают на страницу-приманку чатовыми предложениями присоединиться к киберспортивному турниру по League of Legends, Counter-Strike, Dota 2, PUBG. На сайте можно проголосовать за команду, купить билеты, получить внутриигровой предмет или скин. Еще один способ — реклама в популярном видео с игрой (запись стрима, геймплей) или в описании к нему.

Применяя технику Browser-in-the-browser, злоумышленники пользуются тем, что на платформе Steam аутентификация происходит во всплывающем окне, а не в новой вкладке, говорят эксперты Group-IB.

В отличие от большинства мошеннических ресурсов, которые открывают фишинговую страницу в новой вкладке или делают переход, новая техника открывает поддельное окно браузера в прежней вкладке.

Практически каждая кнопка на мошенническом ресурсе выводит форму ввода данных учетной записи, повторяющую оригинальное окно Steam. Во всплывающем окне есть фальшивый “зеленый замочек” — иконка SSL-сертификата организации.

Ссылка в адресной строке поддельного окна не отличается от оригинальной — её можно выделить, скопировать, открыть в другой вкладке. Кнопки работают корректно, окно можно двигать по экрану. Кроме того, на обнаруженных в июле фишинговых ресурсах можно выбрать один из 27 языков.

Геймер вводит данные в фишинговой форме, они сразу отправляются злоумышленнику и автоматически вводятся на официальном ресурсе. Если ввести данные некорректно (один из способов проверки подлинности ресурса из игровых пабликов), то новая фишинговая форма сообщит об ошибке, как “настоящий” Steam. Если у жертвы включена двухфакторная аутентификация, то мошеннический ресурс покажет запрос кода в дополнительном окне.

“Похоже, прежние советы, которые несколько лет назад помогали геймерам определить фишинговый сайт, сегодня уже бесполезны против нового метода мошенников, — отмечает Александр Калинин, руководитель Центра реагирования на инциденты информационной безопасности Group-IB. — Фишинговые ресурсы, использующие технологию Browser-in-the-browser, представляют опасность даже для опытных пользователей Steam, соблюдающих основные правила кибербезопасности”.

В отличие от распространенных мошеннических схем, в которых наборы готовых инструментов для фишинговых страниц разрабатываются для продажи, решения Browser-in-the-browser для Steam держатся злоумышленниками в секрете.

“Мы обращаем внимание игрового комьюнити на новую схему мошенничества и призываем соблюдать рекомендации и быть внимательными при вводе своих данных, — предупредили в Group-IB.

Как отличить фишинговую форму Browser-in-the-browser:

  • Сверить дизайн заголовка и адресной строки открывшегося окна. Подделка может отличаться от стандартной для вашего браузера. Стоит обратить внимание на шрифты и вид кнопок управления.
  • Проверить, открылось ли новое окно в панели задач. Если нет — окно поддельное.
  • Попытаться увеличить/уменьшить окно — поддельное не предоставляет такой возможности. Также не получится его развернуть на весь экран.
  • Окно ограничено экраном браузера — его не получится передвинуть на элементы управления изначальной вкладки.
  • Кнопка сворачивания поддельного окна просто закрывает его.
  • В фишинговой форме “замочек”, отображающий сертификат, — обычное изображение. При нажатии на него не произойдет ничего, тогда как настоящий предложит посмотреть информацию о SSL-сертификате.
  • Поддельная адресная строка не функциональна. В некоторых случаях она не позволяет ввести другой URL, но даже если позволит — перейти на него в этом же окне будет невозможно.
  • Окно перестанет появляться при отключении исполнения JS-скриптов в настройках браузера.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru