Старый IoT-ботнет Hajime теперь нацелен на уязвимые устройства MikroTik

Старый IoT-ботнет Hajime теперь нацелен на уязвимые устройства MikroTik

Старый IoT-ботнет Hajime теперь нацелен на уязвимые устройства MikroTik

Эксперты в области безопасности последние несколько дней сообщают о массовых сканированиях, осуществляемых IoT-ботнетом Hajime, который пытается найти непропатченные устройства MikroTik и заразить их.

Все началось в воскресение, 25 марта, в этот день эксперты отметили подозрительные сканирования порта 8291.

Например, исследователь Мазафуми Негиши (Masafumi Negishi) сообщил об этом в Twitter:

«Новый образец Hajime с 26 марта сканирует большой диапазон tcp-портов. Среди сканируемых портов: 80, 81, 82, 8080, 8081, 8082, 8089, 8181, 8291 и 8880. Нам удалось зафиксировать эту активность благодаря нашим ханипотам (honeypots)», — пишет господин Негиши.

Похожее заявление в Twitter сделала компания 360 Netlab:

«Старый ботнет 360 Netlab возвращается с новым эксплойтом, использующим брешь, которая была раскрыта 13 дней назад», — пишет 360 Netlab.

Первыми, кто обнаружил сканирование, были исследователи из команды Netlab, они сообщили, что ботнет Hajime выполнил более 860 000 сканирований за последние три дня. В этой кампании злоумышленники пытаются использовать уязвимость, известную как «Chimay Red», затрагивающую прошивку MikroTik RouterOS 6.38.4 и боле ранние версии. Эта уязвимость позволяет выполнять код и использовать устройство в своих целях.

Механизм заражения в этой кампании следующий — Hajime сканируют случайные IP-адреса по порту 8291, целью этого является обнаружение уязвимого устройства MikroTik. Как только вредонос находит такое устройство, он пытается заразить его, используя общедоступный пакет эксплойтов, который отправляется на один из портов: 80, 81, 82, 8080, 8081, 8082, 8089, 8181 и 8880.

После успешного заражения зараженное устройство также начинает сканирование, чтобы заразить другие маршрутизаторы MikroTik.

Напомним, что в 2016 году мы писали про Hajime, который управлялся посредством P2P и заражал IoT-устройства.

Что касается MikroTik, то подробности бреши, которую также использовал вредонос Slingshot, были опубликованы около десяти дней назад.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники вновь задействуют схему с заменой полисов ОМС

Мошенники под предлогом замены полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) пытаются получить доступ к личному кабинету гражданина на портале Госуслуг, после чего оформляют микрозаймы от его имени.

Подобные схемы фиксировались и ранее. Первая волна афер, связанных с якобы заменой полисов ОМС, наблюдалась осенью 2024 года — тогда злоумышленники действовали от имени страховых компаний.

Вторая волна активности была зафиксирована МВД в конце апреля 2025 года. Тогда мошенники представлялись сотрудниками Минздрава и убеждали установить фальшивое приложение, замаскированное под сервис страховой компании или министерства. В действительности оно содержало вредоносную программу.

О новой разновидности схемы сообщил РИА Новости эксперт по социотехническому тестированию Angara Security Яков Филевский:

«Злоумышленники вдохнули новую жизнь в старую мошенническую схему. Теперь под видом массовой замены старых полисов ОМС на новые с QR-кодом они получают доступ к финансовой информации граждан. Во время звонка они представляются сотрудниками страховых компаний и используют персональные данные — имя, отчество, дату рождения, — а также профессиональные термины, чтобы завоевать доверие».

По словам эксперта, мошенники стараются создать видимость официальной процедуры. Например, они утверждают, что готовый полис можно будет получить в МФЦ или офисе страховой компании, а уведомление якобы придёт через портал Госуслуг. В завершение разговора жертве предлагают подтвердить некое действие, сообщив код из СМС — именно это и является главной целью аферы. При этом злоумышленники не дают времени на обдумывание, торопят с ответами и стараются не оставить жертве шанса перепроверить информацию.

Получив доступ к аккаунту на Госуслугах, мошенники регистрируются на финансовых маркетплейсах и оформляют микрозаймы от имени жертвы. Для этого они изменяют контактные данные в профиле, чтобы человек не получил уведомления. В итоге пострадавший узнаёт о кредите не сразу и вынужден разбираться с его последствиями: испорченной кредитной историей, претензиями от кредиторов и необходимостью оспаривания долгов.

Эксперт напоминает: представители банков и госорганов никогда не просят сообщать коды из СМС. При получении подозрительного звонка его следует немедленно прекратить и проверить информацию напрямую — через официальные номера банков, МФЦ или страховой компании, либо на их сайтах.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru