ESET обнаружила первый шифратор для Android с функцией блокировки экрана

ESET обнаружила первый шифратор для Android с функцией блокировки экрана

ESET обнаружила первый шифратор для Android с функцией блокировки экрана

Эксперты ESET обнаружили первый шифратор с функцией блокировки экрана, атакующий смартфоны и планшеты на базе Android. Шифратор DoubleLocker построен на базе мобильного банковского трояна для Android-устройств.

Тем не менее, у него отсутствуют функции, предназначенные для сбора банковских данных пользователей. Вместо этого DoubleLocker оснащен двумя инструментами для вымогательства: он может изменить PIN-код устройства на произвольный, а также шифрует найденные данные. Такое сочетание функций в экосистеме Android наблюдается впервые. 

DoubleLocker распространяется «классическим» способом, как и его предок-банкер – преимущественно под видом Adobe Flash Player через скомпрометированные сайты. 

После запуска на устройстве пользователя приложение предлагает активировать вредоносную службу специальных возможностей под названием Google Play Service. Получив необходимые для работы разрешения, DoubleLocker активирует права администратора и устанавливает себя как лаунчер по умолчанию.   

«Самоустановка в качестве лаунчера по умолчанию повышает сохранность вредоносного ПО на устройстве, – комментирует Лукас Стефанко, вирусный аналитик ESET, обнаруживший DoubleLocker. – Каждый раз, когда пользователь нажимает кнопку «Домой», вымогатель активируется и снова блокирует экран планшета или смартфона». 

После выполнения на устройстве DoubleLocker использует два веских аргумента, чтобы убедить пользователя оплатить выкуп. 

Во-первых, он изменяет PIN-код планшета или смартфона, что препятствует использованию устройства. В качестве нового PIN задается случайное значение, код не хранится на устройстве и не отправляется куда-либо вовне, поэтому пользователь или специалист по безопасности не сможет его восстановить. 

Во-вторых, DoubleLocker шифрует все файлы в основном хранилище устройства. Он использует алгоритм шифрования AES и добавляет расширение .cryeye.

Сумма выкупа составляет 0,0130 биткоина (около 4000 рублей), в сообщении злоумышленников подчеркивается, что оплата должна быть произведена в течение 24 часов. Если выкуп не будет перечислен, данные останутся зашифрованными. 

«DoubleLocker – еще одна причина установить качественное решение для безопасности мобильного устройства и регулярно создавать резервные копии», – подчеркивает Лукас Стефанко.  

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru