Первому сетевому червю исполнилось 20 лет

Первому сетевому червю исполнилось 20 лет

20 лет назад в интернете начал распространяться червь Морриса, первая программа подобного рода. Тот день навсегда изменил представления о безопасности в интернете.

Все началось в полночь 2 ноября 1988 г., когда 23-летний студент Массачуетского технологического университета Роберт Моррис (на фото) запустил в интернет собственноручно написанную программу.

За несколько часов этот червь, состоявший из 99-ти строчек кода, уже заразил тысячи Unix-серверов, так что сетевые администраторы были вынуждены отключать компьютеры от сети, пытаясь остановить распространение неизвестной заразы.

Червь Морриса был частью исследовательского проекта студента МТУ. Программист не подозревал, что червь может принести какой-нибудь ущерб — собственно, тот и не был запрограммирован на деструктивные действия. Целью исследования было создание первой в мире программы, способной к самостоятельному размножению в сети. К сожалению, червь был выполнен не очень качественно. При заражении машины он не проверял, имеется ли там уже его копия и поэтому один и тот же компьютер заражался многократно. В результате этого зависли тысячи серверов.

Червь Морриса стал первым червем, который получил распространение в интернете. Но самое первое описание самореплицирующейся сетевой программы датировано шестью годами ранее. В 1982 г. исследователи Джон Шок и Джон Хапп из знаменитой лаборатории Xerox в Пало-Альто опубликовали научную работу с описанием способной к самостоятельному размножению программы, которая во время проведения исследования успешно порушила 100 компьютеров в локальной сети лаборатории. Но это были научные исследования, которые не принесли никакого вреда.

Ущерб от червя Морриса тоже был не очень значительным, поскольку в интернете тогда было совсем немного компьютеров. Студент-программист отделался лишь общественными работами и штрафом в размере $10 000.

В то время интернет все еще был относительно закрытой системой, которая использовалась преимущественно университетами и военными. После того как Всемирная сеть стала открытой для широкой публики, требования к безопасности неизбежно пришлось ужесточить.

Как говорят эксперты по безопасности, именно из-за червя Морриса произошли фундаментальные изменения в способах коммуникации между удаленными системами в интернете. Например, 20 лет назад в сети активно использовались команды для удаленного управления вроде «remote login», «remote shell» или «remote copy». Идея была в том, что после авторизации на одной машине не нужно было проходить аналогичную процедуру на другой системе, так что она не спрашивала повторно ваш логин и пароль. Это был принципиально иной уровень доверия. Сейчас такое даже представить себе невозможно.

Источник

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

Solar CyberMir 7.4: единая оценка навыков и новая архитектура платформы

Группа компаний «Солар» представила новую версию своей платформы для киберучений — Solar CyberMir 7.4. Главное изменение — возможность формировать долгосрочные треки развития участников и видеть реальный рост их квалификации от одного соревнования к другому. Параллельно обновлена архитектура платформы: теперь организации получают больше самостоятельности в управлении инфраструктурой киберполигона.

Причина фокуса на развитии специалистов вполне объяснима. По данным исследования «Солара» и KASATKIN CONSULTING, около 30% позиций в ИБ-подразделениях крупных компаний остаются незакрытыми.

Киберучения тоже показывают: большинство участников на старте владеют навыками лишь на 20–30% от нужного уровня, а после серии практических активностей выходят на 60% и выше. «Солар» рассчитывает, что расширение доступных форматов — в том числе онлайн — поможет снизить кадровый разрыв.

Одно из ключевых нововведений — единая система оценки навыков. Теперь все активности на платформе — CTF, квесты, командные учения — оцениваются по общей матрице компетенций Solar Method. Это позволяет собрать цельный профиль специалиста вместо набора разрозненных результатов.

Руководители смогут отслеживать динамику роста навыков, сравнивать «розу ветров» компетенций сотрудников и понимать, какие области требуют развития. В «Соларе» отмечают, что подход меняет саму модель киберполигона: теперь это не только тренажёр, но и инструмент управления кадровым потенциалом команд SOC.

Платформа поддерживает более 30 форматов практики — от форензики и восстановления инфраструктуры до командных учений и различных форматов CTF. В основе — игровой движок Solar Quest, который добавляет в сценарии логику приключенческих игр. Это помогает точнее оценить, где специалист действует уверенно, а где теряет важные возможности реагирования.

Серьёзные изменения коснулись и инфраструктурной части. В CyberMir 7.4 реализована возможность запускать плейбуки прямо на существующих слотах инфраструктур. Клиенты могут самостоятельно менять тренировочную среду — добавлять компоненты, корректировать конфигурации — без обращения к вендору. Это ускоряет подготовку учений и облегчает адаптацию под отраслевую специфику или актуальные техники атак.

Технологическое ядро платформы также усилили: новая агентская архитектура управления виртуальной средой ускоряет подготовку к соревнованиям и повышает стабильность работы. Это критично для крупных компаний и вузов, где платформа используется в составе ПАК или on-premise.

Масштабируемость CyberMir 7.4 позволяет проводить как большие CTF-турниры до тысячи участников, так и командные противостояния Red vs Blue для сотен специалистов. В итоге новая версия делает платформу более гибким инструментом — и для подготовки начинающих специалистов, и для углублённой тренировки опытных команд SOC, что особенно важно в условиях растущего кадрового дефицита и увеличивающегося числа киберугроз.

AM LiveКак эффективно защититься от шифровальщиков? Расскажем на AM Live - переходите по ссылке, чтобы узнать подробности

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru