Первому сетевому червю исполнилось 20 лет

Первому сетевому червю исполнилось 20 лет

20 лет назад в интернете начал распространяться червь Морриса, первая программа подобного рода. Тот день навсегда изменил представления о безопасности в интернете.

Все началось в полночь 2 ноября 1988 г., когда 23-летний студент Массачуетского технологического университета Роберт Моррис (на фото) запустил в интернет собственноручно написанную программу.

За несколько часов этот червь, состоявший из 99-ти строчек кода, уже заразил тысячи Unix-серверов, так что сетевые администраторы были вынуждены отключать компьютеры от сети, пытаясь остановить распространение неизвестной заразы.

Червь Морриса был частью исследовательского проекта студента МТУ. Программист не подозревал, что червь может принести какой-нибудь ущерб — собственно, тот и не был запрограммирован на деструктивные действия. Целью исследования было создание первой в мире программы, способной к самостоятельному размножению в сети. К сожалению, червь был выполнен не очень качественно. При заражении машины он не проверял, имеется ли там уже его копия и поэтому один и тот же компьютер заражался многократно. В результате этого зависли тысячи серверов.

Червь Морриса стал первым червем, который получил распространение в интернете. Но самое первое описание самореплицирующейся сетевой программы датировано шестью годами ранее. В 1982 г. исследователи Джон Шок и Джон Хапп из знаменитой лаборатории Xerox в Пало-Альто опубликовали научную работу с описанием способной к самостоятельному размножению программы, которая во время проведения исследования успешно порушила 100 компьютеров в локальной сети лаборатории. Но это были научные исследования, которые не принесли никакого вреда.

Ущерб от червя Морриса тоже был не очень значительным, поскольку в интернете тогда было совсем немного компьютеров. Студент-программист отделался лишь общественными работами и штрафом в размере $10 000.

В то время интернет все еще был относительно закрытой системой, которая использовалась преимущественно университетами и военными. После того как Всемирная сеть стала открытой для широкой публики, требования к безопасности неизбежно пришлось ужесточить.

Как говорят эксперты по безопасности, именно из-за червя Морриса произошли фундаментальные изменения в способах коммуникации между удаленными системами в интернете. Например, 20 лет назад в сети активно использовались команды для удаленного управления вроде «remote login», «remote shell» или «remote copy». Идея была в том, что после авторизации на одной машине не нужно было проходить аналогичную процедуру на другой системе, так что она не спрашивала повторно ваш логин и пароль. Это был принципиально иной уровень доверия. Сейчас такое даже представить себе невозможно.

Источник

Linux вдохнул новую жизнь в видеокарты AMD 2011–2013 годов

Старые видеокарты AMD получили неожиданно хорошие новости из мира Linux. В ближайшей версии ядра Linux 6.19, выход которой ожидается в феврале 2026 года, появится полноценная поддержка графических процессоров на архитектурах GCN 1.0 и 1.1 — тех самых, что дебютировали ещё в 2011–2013 годах.

Речь идёт о поколениях Southern Islands и Sea Islands, знакомых по таким моделям, как Radeon HD 7970, HD 7950, а также Radeon R9 290 и 290X.

До сих пор владельцы этих видеокарт были вынуждены мириться с ограничениями: современный драйверный стек AMDGPU официально поддерживал только GCN 1.2 и более новые архитектуры. Старые GPU оставались за бортом всех свежих оптимизаций.

Ситуацию удалось изменить благодаря работе Тимура Кристофа и команды Valve, которая активно участвует в развитии графического стека для Linux. В результате для GCN 1.0 и 1.1 подготовили новые открытые драйверы, которые теперь планируется включить в основную ветку ядра.

И это не просто «поддержка для галочки». По тестам Phoronix, перевод Radeon HD 7950 на новый драйверный стек даёт прирост производительности до 30%. Особенно заметен эффект в старых OpenGL-играх, где оптимизации оказываются наиболее эффективными.

Одна из ключевых причин такого прироста — полноценная поддержка Vulkan-драйвера RADV из Mesa. Ранее владельцы старых карт были фактически лишены преимуществ современного графического стека, а теперь получают более быстрый и стабильный рендеринг.

Разумеется, ждать чудес не стоит: видеокарты 12–14-летней давности не станут внезапно пригодными для современных AAA-проектов. Но для повседневной работы, старых игр и просто более плавного интерфейса улучшения будут вполне ощутимыми.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru