Червь Stuxnet эксплуатирует четыре 0-day уязвимости

Червь Stuxnet эксплуатирует четыре 0-day уязвимости

Исследователи в области безопасности выяснили, что червь Stuxnet, нацеленный на инфицирование промышленных систем управления, осуществлял атаки на четыре уязвимости ОС Windows, относящиеся к типу "0-day". Хотя это вредоносное программное обеспечение было впервые обнаружено еще в июле, основное внимание на протяжении прошедших месяцев уделялось уязвимости в обработке ярлыков, на данный момент уже закрытой. Теперь же оказалось, что червь использует не одну, а несколько уязвимостей, причем две из них все еще не исправлены.



"Если бы меня попросили назвать наиболее интересный факт относительно этой вредоносной программы (а выделить какой-то один факт довольно сложно), то я бы, пожалуй, назвал именно эксплуатацию червем сразу четырех ранее не известных уязвимостей," - отметил ведущий антивирусный эксперт североамериканского подразделения "Лаборатории Касперского" Роул Шоуэнберг. - "Но в целом интеллектуальный труд, продуктом которого стал Stuxnet, не менее удивителен и примечателен. Четыре 0-day уязвимости, два краденых цифровых сертификата, прекрасное знание систем SCADA - все было тщательно спланировано и приведено в исполнение".


Помимо ошибки в механизме обработки ярлыков, червь использовал уязвимость в службе Диспетчера очереди печати (Print Spooler), закрытую Microsoft буквально вчера, а также две по-прежнему не исправленные уязвимости, эксплуатация которых приводила к эскалации привилегий и установлению контроля над инфицированными системами. По сообщению представителя Microsoft, первой из этих двух уязвимостей подвержена Windows XP, в то время как вторая существует в Windows Vista, 7, Server 2008 и Server 2008 R2; специалисты компании работают над обновлениями, позволяющими ликвидировать уязвимости.


Напомним, что червь был впервые обнаружен аналитиками компании ВирусБлокАда; целью Stuxnet было программное обеспечение Simatic WinCC и PCS 7, используемое в промышленных системах управления на предприятиях Siemens. Роул Шоуэнберг указал, что в Индии за месяцы, прошедшие с момента обнаружения червя, количество пораженных им компьютеров постоянно росло, в то время как в Иране и Индонезии, напротив, снижалось. 


"К счастью, большинство операторов систем управления отделяют свою сеть от ЛВС предприятия и сетей общего доступа", - прокомментировал ведущий аналитик NetWitness Майк Сконзо. - "Это существенно снизило степень распространенности инфекции. Основными способами размножения червя были самокопирование на USB-носители, а также, по новым данным, распространение через ресурсы сети; замкнутость последней, равно как и ограничения, накладываемые на использование USB-приводов операторами систем управления, уменьшило потенциальную опасность вредоносной программы".


"Вряд ли эта первая таргетированная атака на промышленные системы окажется и последней", - добавил г-н Сконзо. - "Даже этот начальный опыт целевого нападения, направленный только против определенных систем, сумел достичь вполне заметных результатов".


eWeek

" />

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru