«Касперский» сделал антивирус для «маководов»

«Касперский» сделал антивирус для «маководов»

Отечественные пользователи Mac OS X теперь имеют возможность выбрать антивирус от двух отечественных же вендоров. По мнению экспертов, установить защиту для ОС, которую принято считать  наименее интересной для киберпреступников, «маководов» может побудить забота о пользователях Windows.

«Лаборатория Касперского» официально объявила о выпуске антивируса для Mac OS X. Разработка продукта велась около двух лет и секретной не была: еще в феврале прошлого года «ЛК» пригласила владельцев Mac с процессором Intel протестировать альфа-версию 7-ки, работающей на Mac OS X 10.4 (Tiger). Бета-версия, работающая с Mac OS 10.4.11 и выше, стала доступна для внешнего тестирования этим летом.

 

Годовая лицензия антивируса обойдется пользователям Macintosh (на базе процессоров Intel) в 1200 руб. Аппаратные требования - 512 МБ ОЗУ, не менее 80 МБ доступной памяти на жестком диске и подключение к интернету для активации и обновления продукта. Разработчики обещают, что антивирус потребляет менее 1% от вычислительной мощности компьютера. В описании основных функций продукта, помимо базовой защиты самого Mac (включая вредоносное ПО в общих папках других операционных систем, запущенных в виртуальной машине), говорится о возможности предотвратить передачу угроз друзьям и коллегам, использующим «другие типы компьютеров». Эта угроза, по оценкам специалистов «ЛК», ежедневно измеряется 30 тыс. новых вредоносов.  

 

«На наш взгляд, при текущем состоянии «вирусного» рынка антивирус под Mac OS рассчитан на тех «маководов», которые заботятся о пользователях Microsoft и не хотят непреднамеренно переслать им файл, инфицированный вирусами для Windows, которые на Mac OS просто не запустятся», - комментирует Виталий Янко, коммерческий директор Agnitum. При этом пользователи Windows, по его словам, «тот сегмент, которому защита действительно нужна».

 

В качестве причин, побудивших «ЛК» разработать антивирус для Mac OS X, представители самой «Лаборатории» также называют желание  создать продукт для смешанных рабочих окружений Windows/Linux/Mac, который не позволил бы использовать Mac для проникновения в сеть. Не менее важной причиной, по словам Вартана Минасяна, менеджера «ЛК» по развитию продуктов для Mac OS, стала растущая доля компьютеров Mac, что автоматически привлекает к ним внимание создателей вирусов и троянов.

 

«Пессимистичная оценка количества Mac-пользователей в мире - 30 млн, оптимистичная - 80 млн, - говорит Минасян. - Мы исходим из цифры в 50 млн активных пользователей Mac в мире. Это количество каждый год увеличивается минимум на 5 миллионов новых Mac, продаваемых Apple во всем мире». «ЛК», по его словам, еженедельно детектирует в среднем одного нового трояна, специально созданного для Mac OS X. Кроме того, известны атаки на перехват всего интернет-трафика с компьютеров Мак с целью его последующего анализа. «По нашим оценкам, в настоящий момент заражены десятки тысяч компьютеров Mac, и эта цифра постоянно растет», - утверждают в «Лаборатории». Тем не менее, свои оценки потенциального спроса на антивирус для Mac и планы его продаж на отечественном рынке в компании предпочитают не называть.

 

По статистике Liveinternet.ru за октябрь этого года, Mac OS X сейчас установлена на 0,6% всех компьютеров, выходящих в Рунет (по сравнению с 0,4% в январе-феврале и 0,5% - в марте-июне). Если отталкиваться от самой оптимистичной оценки роста российского парка компьютеров в 2009 г., недавно обнародованной Минэкономразвития, - 10,5% от уровня прошлого года, то есть до 44,2 млн штук (по оценкам того же МЭР), доля Mac в России измеряется 265 тыс. компьютеров. Статистику по мировому рынку предоставляет Net Applications: глобальную долю Mac ее специалисты оценивают в 4,93%. Что касается продаж новых компьютеров, то на рынке США, по данным Gartner за 3-й квартал этого года, Apple занимает 8,8%. IDC оценивает ее долю немного выше - в 9,4%.

 

 

«Безусловно, Mac OS - самая распространенная из Unix-систем, - соглашается Виталий Янко из Agnitum. - По статистике, доля «макбуков» в мире составляет порядка 10%, а это несколько десятков миллионов компьютеров (исходя из общего числа ПК по данным Gartner), и интерес вирусописателей к Mac OS со временем может повышаться». Янко напоминает, что уже существует ряд эксплойтов, использующих уязвимости веб-приложений, таких как Flash, Quicktime, Adobe Reader и надстройки для веб-браузеров. Их активация на Mac OS происходит, в первую очередь, в результате неосмотрительных действий самих пользователей и может быть использована для перенаправления атак, формируя сети компьютеров-зомби (известные как «Mac-ботнеты»).

 

В отличие от эксперта в области безопасности Чарли Миллера (Charlie Miller) из Independent Security Evaluators, чья фраза «У Windows 90% рынка, но хакеры отдают ей 100% своего времени» уже стала крылатой, в «Лаборатории» считают, что киберпреступники будут тратить свое время на то, где будет предсказуемый финансовый результат от их деятельности. «В таком случае атаковать неподготовленных и незащищенных пользователей Mac проще всего, а деньги у них, очевидно, точно такие же, как и у пользователей других ОС», - уверен Вартан Минасян. Алексей Гребенюк, старший консультант по информационной безопасности, ранее директор Центра технической поддержки «Доктор Веб», в свою очередь, признает, что хоть на сегодняшний день фраза Миллера актуальна, вечно так продолжаться не будет. «Ситуация на ИТ-рынке меняется очень быстро, можно и опоздать, - говорит он. -  Пример тому - вредоносные коды для мобильных платформ. Еще не так давно казалось, что все это в будущем, сегодня же все вендоры согласны с существованием угрозы для персональных данных владельцев мобильных устройств. И это все поменялось буквально за последние 3-5 лет».

«Рынок этой ОС имеет явную тенденцию к росту, - продолжает Алексей Гребенюк. - И если на сегодня лично мне не попадались вредоносные коды конкретно для этой платформы (я пользуюсь ею), получение вредоносных кодов извне - из интернета, по электронной почте - имеет место. Иметь вредоносные коды даже в нефункциональном виде как-то не очень нравится. Поэтому появление новых решений - помимо встроенных - решение правильное, скажем, превентивное, которое стоит поддерживать».

 

Идея поддержать отечественных «маководов» пришла в голову не только «ЛК». В конце 2008 г. началось внешнее бета-тестирование антивируса для Maс OS X от «Доктор Веб», а его релиз состоялся в конце июня этого года. Свой продукт «Доктор Веб» представил как «первый русский антивирус для Mac OS X». Годовая лицензия (при наличии парка от 1 до 50 машин) у «Доктор Веб» стоит 990 руб. Аппаратные требования при этом - 64 МБ ОЗУ и не менее 30 МБ доступной памяти.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Схема IconAds: 352 Android-приложения показали 1,2 млрд реклам за сутки

Исследователи из HUMAN рассказали о новой крупной схеме рекламного мошенничества под названием IconAds. В неё входило 352 вредоносных Android-приложения, которые показывали рекламу вне контекста, скрывали свои иконки с домашнего экрана и создавали проблемы при удалении.

Эти приложения уже удалены из Google Play, но за время своего пика они генерировали до 1,2 млрд рекламных запросов в день. Согласно отчёту, больше всего заражённых устройств оказалось в Бразилии, Мексике и США.

IconAds — не новенький на сцене: это очередная итерация уже известных угроз HiddenAds и Vapor, которые с 2019 года научились обходить защиту Play Store. У таких приложений есть несколько общих трюков: обфускация кода, подмена активностей, маскировка под другие программы, в том числе под сам Google Play. Некоторые версии даже проверяли, откуда их установили — из официального магазина или нет — и только потом начинали «шалить».

Параллельно с этим IAS Threat Lab вскрыл другую хитрую схему под названием Kaleidoscope. Здесь схема двойная: на Google Play загружается «невинная» версия приложения, а её «злой близнец» — с вредоносным кодом — распространяется через сторонние магазины и фейковые сайты. И уже эта вредоносная копия показывает пользователям агрессивную рекламу и «отмывает» деньги рекламодателей. Основной удар пришёлся на Латинскую Америку, Турцию, Египет и Индию, где такие магазины особенно популярны.

Интересный момент: часть доходов от Kaleidoscope связана с португальской компанией Saturn Dynamic, которая вроде как просто предлагает инструменты для монетизации рекламы. Но, как выясняется, всё гораздо интереснее.

Из рекламы — в финансы: новые атаки на NFC и СМС

И это ещё не всё. Эксперты также сообщают о росте финансовых атак через NFC. Например, вредоносы NGate и SuperCard X перехватывают сигнал с банковской карты жертвы и отправляют его на устройство злоумышленника — и вуаля, можно снимать деньги в банкомате за тысячи километров. Ещё одна вариация — Ghost Tap, когда украденные данные карты подгружаются в цифровой кошелёк (Google Pay, Apple Pay) и используются для оплаты в обычных терминалах. Всё выглядит как обычная транзакция, и банки ничего не подозревают.

100 000 заражений в Узбекистане и фальшивые приглашения на свадьбу

Пока одни показывают рекламу, другие крадут СМС и банковские данные. В Узбекистане зафиксирована вспышка заражений новым вредоносом Qwizzserial. За три месяца он успел заразить почти 100 000 устройств и украсть не менее 62 000 долларов. Вредонос маскируется под приложения банков и госуслуг, а распространяется через фейковые телеграм-каналы. После установки приложение просит доступ к СМС, звонкам и даже предлагает отключить оптимизацию батареи, чтобы работать в фоне без помех.

Собранные данные (номера телефонов, карты и коды подтверждения) отправляются через телеграм-ботов. И, по словам экспертов из Group-IB, злоумышленники даже автоматизировали процесс создания поддельных приложений.

Ещё немного плохих новостей: фейковые TikTok и кража криптокошельков

В довесок Kaspersky нашла новый троян SparkKitty, который умеет работать как на Android, так и на iOS. Он распространяется через клоны TikTok на левых сайтах, а на iPhone устанавливается с помощью сертификатов разработчиков, минуя App Store. Основная цель — найти и украсть фотографии с сид-фразами от криптокошельков, причём для этого SparkKitty использует OCR, то есть умеет распознавать текст на картинках.

Судя по источникам распространения, вредонос в основном бьёт по пользователям в Китае и Юго-Восточной Азии. Предшественником SparkKitty считается SparkCat — он делал то же самое.

Android всё больше становится полем битвы: рекламные мошенники, финансовые киберпреступники и шпионские программы — все борются за контроль над вашими экранами, СМС и даже фото. И пока Google и производители антивирусов реагируют, злоумышленники продолжают адаптироваться и выпускать новые версии своих вредоносов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru