Бизнес вынужден планировать меры по послеаварийному восстановлению

...

Исследование показывает, что повышение значения послеаварийного восстановления IT для организации обусловлено возрастающими расходами на простои и более жесткими требованиями в сфере IT с целью минимизации рисков для бизнеса. Несмотря на увеличение бюджетов в 2009 году ожидается, что в ближайшие несколько лет они будут оставаться неизменными, что потребует от IT-профессионалов достижения тех же результатов такими же или даже меньшими силами.  

 
«Данные и цифры отчета обобщены по всем странам мира. Но существуют версии статистики и по отдельным регионам, например по региону EMEA, в который в том числе входит и Россия, — рассказывает Николай Починок, руководитель отдела консалтинга Symantec в России и СНГ. — Если говорить о послеаварийном восстановлении в российских компаниях, то его можно оценить на 2-2,5 балла по пятибалльной шкале. Сегодня несмотря на тяжелую экономическую ситуацию мы прогнозируем увеличение числа компаний, заботящихся о вопросах IT-DR. На наш взгляд, это обусловлено и новыми законодательными инициативами, например последними поправками к рекомендациям ЦБ РФ». 
 
Исследование Disaster Recovery Research показало также, что среднее значение допустимого времени восстановления сократилось в 2009 году до 4 часов. Значительные трудности для организаций по-прежнему представляют тестирование процессов послеаварийного восстановления в виртуализованных окружениях. Респонденты сообщили, что испытания DR-систем все больше влияют на клиентов и на доходы, и что каждое четвертое испытание оказывается неудачным. Почти треть организаций не проверяет виртуальные серверы в рамках своих планов послеаварийного восстановления.
 
Аварии обходятся дорого 
По данным, полученным от респондентов, средняя стоимость приведения в действие плана послеаварийного восстановления для каждого инцидента составляет $287 600. В Северной Америке средняя стоимость достигает $900 000. Во всем мире эта сумма наиболее велика для организаций, работающих в сфере здравоохранения и в сфере финансовых услуг. Так, в Северной Америке средняя стоимость простоев в финансовых учреждениях составляет $650 000. Это настораживает, если учесть, что каждое четвертое испытание оказывается неудачным, и только 93 % организаций смогли привести свои планы послеаварийного восстановления в действие. 
 
«Если речь идет об аварийном восстановлении информационных системах в российских компаниях, то временной разброс может быть от минут до недель, — комментирует Николай Починок. — Как правило, после аварии оперативно восстанавливается наиболее критичный функционал, а менее критичные компоненты и функции системы могут быть восстановлены через часы и даже дни. Так, функцию учета состояния складов для логистической компании нужно восстановить за минуты, а архив модуля бухгалтерии может быть восстановлен и через неделю».
 
Тенденции 2009 года в области расходов на DR проекты 
Исследование показывает, что средний годовой бюджет, выделяемый на инициативы послеаварийного восстановления, включая расходы на резервное копирование, восстановление, кластеризацию, резервные серверы, репликацию, услуги, разработку плана DR и содержание резервных центров обработки данных, составляет $50 млн. 
Респонденты полагают, что эта сумма будет расти в течение 2009 года, но более половины (52 %) уверены, что и в 2010 году бюджеты не увеличатся, что еще сильнее затруднит IT-администрирование.
 
За прошедший год участие руководителей удвоилось
Согласно отчету 2009 года, 67 % респондентов сообщили, что в состав их комитета послеаварийного восстановления входит генеральный директор, технический директор или директор по IT — это значительно больше, чем в прошлом году, когда о таком участии руководства сообщили 33 % респондентов. Одна из причин участия руководителей — увеличение числа приложений, которые считаются критически важными. Респонденты отнесли к этой категории 60 % приложений, и почти столько же систем охвачены планами послеаварийного восстановления. В то же время, очевидно, что чем выше степень автоматизации работы организации, тем больше в процентном соотношении в составе групп восстановления будет IT специалистов.
 
Ситуация с проверкой планов DR улучшилась
В этом году 35 % респондентов сообщили, что они проверяют свои планы послеаварийного восстановления один раз в год или реже — это на 12 % лучше, чем в прошлом году. Однако каждое четвертое испытание признано неудачными, то есть необходимо уделять особое внимание вопросам тестирования и проверок исполнения планов послеаварийного восстановления. В число названных респондентами причин, по которым организации не проводят испытания, входят: 
- Нехватка рабочего времени (48 %),
- Помехи для работы персонала (44 %),
- Ограниченный бюджет (44 %), 
- Помехи для клиентов (40 %).
 
Вызывает озабоченность и то, что по сравнению с прошлым годом больше организаций ссылается на растущее влияние испытаний планов DR на их клиентов и доходы. 40 % респондентов указали, что испытания планов послеаварийного восстановления повлияет на клиентов их организаций, и почти треть (27 %) уверены, что такие испытания могут повлиять на продажи и доход компании.
 
Symantec рекомендует организациям внедрять такие методы испытаний планов послеаварийного восстановления, которые позволяют проводить их часто и без ущерба для бизнеса. Компания Symantec убеждена, что главными причинами неудачных испытаний являются люди и процессы, а это указывает на необходимость автоматизации.  
 
Виртуализация остается серьезной проблемой
64 % респондентов во всем мире сообщили, что виртуализация вынудила их переоценить свои планы послеаварийного восстановления. Это больше 55 %, зафиксированных в 2008 году. Но почти треть (27 %) организаций не включают виртуальные серверы в свои инициативы послеаварийного восстановления. За прошедший год этот показатель улучшился, снизившись более чем с трети (35 %) компаний, не тестировавших виртуальные серверы в 2008 году. 
Более трети (36 %) данных в виртуализированных системах не охвачены регулярным резервным копированием, и за год положение не улучшилось (в 2008 было 37 %). Более половины респондентов в качестве главных проблем защиты данных в виртуальной среде назвали нехватку емкости для резервного копирования и отсутствие автоматических инструментов восстановления. Кроме того, более половины респондентов во всем мире назвали следующие причины:
 
- Отсутствие инструментов управления хранением данных в качестве главной проблемы защиты критически важных данных и приложений в виртуальной среде (53 %)
- Ограниченные ресурсы, такие как кадры, бюджет и площади в качестве главных препятствий для резервного копирования виртуальных машин, что указывает на необходимость большей автоматизации и возможности использования существующих инвестиций в IT для снижения затрат (51 %).
 
Рекомендации
Как показывает исследование, много лет проблема недостатка ресурсов сохраняется несмотря на очень высокую стоимость простоев. Предприятия могли бы приложить больше усилий к обузданию этих затрат, внедряя больше инструментов автоматизации, минимизирующих вмешательство человека и устраняющих другие недостатки их планов послеаварийного восстановления.
 
«Главная рекомендация российским компаниям — осознать то, что IT DR — это неотъемлемая часть работы стабильной компании, и в эпоху кризиса послеаварийное восстановление не менее важно, чем экономия. Более того, сейчас особенно важно сохранить свой бизнес даже в случае аварии или чрезвычайной ситуации», — комментирует Николай Починок.
 
Организациям следует включить в свои планы послеаварийного восстановления мнения специалистов по виртуализации, особенно в части инициатив по тестированию и резервному копированию. Виртуальную среду стоит рассматривать как физический сервер, то есть организации должны внедрять больше универсальных инструментов, не зависящих от среды и платформы.
 
«В этом году выполненное по заказу Symantec исследование выявило ключевые проблемы, скрытые риски и практические приемы по реализации инициатив послеаварийного восстановления. Хотя видны сдвиги к лучшему, влияние простоев ощущается сильнее, чем когда бы то ни было, — говорит старший вице-президент отделения Symantec Storage and Availability Management Group Роберт Соудербери (Rob Soderbery). — Взрывной рост стоимости простоев накладывает все больший отпечаток на бизнес, а это означает большее давление на IT-подразделение. Если организации не защищают виртуальные серверы, не тестируют планы послеаварийного восстановления, и каждое четвертое испытание заканчивается неудачей, это говорит о том, что нужно что-то менять, чтобы лучше управлять рисками для бизнеса».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минэкономики против повышения штрафов за отсутствие СОРМ у операторов

Минэкономики считает избыточными предложения Минцифры ввести оборотные штрафы за отсутствие у оператора связи СОРМ. Участники рынка тоже обеспокоены. По их прогнозу, от оборотных штрафов пострадают все.

Об отзыве Минэкономики на поправки к закону “О связи” пишет сегодня “Ъ”. Минцифры предлагает ужесточить ответственность для операторов за нарушения установки средств оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). А если нет технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), вообще запретить оказывать услуги связи.

Минцифры подготовило изменения трех федеральных законов в начале июня. Поправки к закону “О связи” также предписывают новым операторам согласовывать с ФСБ схему построения сети. Поправки к Налоговому кодексу предлагают поднять госпошлину на девять видов лицензий по услугам связи — с 7,5 тыс. до 1 млн руб.

Изменения в кодексе об административных правонарушениях вводят оборотный штраф за отсутствие у оператора СОРМ в размере от 0,01% до 0,05% от годовой выручки оператора, но не менее 1 млн руб. Сейчас эти штрафы составляют от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Отзыв Минэкономразвития размещен на портале regulation.gov.ru:

Минэкономики считает, что основания для введения подобного регулирования в отношении установки СОРМ не представлены, и оно может привести к дополнительным расходам бизнеса. В то же время ТСПУ устанавливают не операторы, а Роскомнадзор, поэтому такие требования к операторам избыточны, следует из позиции министерства.

В Минцифры сообщили, что находятся в диалоге с бизнесом и Минэкономики по этому вопросу и стараются найти компромисс. МТС, “Вымпелком”, “МегаФон” и Tele2 отказались от комментариев.

Применение оборотных штрафов может привести к существенному сокращению рынка, отметил источник “Ъ” в одном из операторов.

Потеря денег сделает цель 100-процентного внедрения СОРМ недостижимой, а единственным вариантом развития событий станет закрытие оштрафованного оператора.

“Это особенно затронет небольших участников рынка”, — говорит собеседник издания.

Крупные операторы также не застрахованы от штрафов за неустановку СОРМ — на сетях локально иногда могут возникать проблемы с работой оборудования, отметил другой источник на телеком-рынке:

“Поэтому крупные компании также рискуют получить штрафы, что негативно скажется на их бизнесе с учетом кризиса”.

Пауза в ужесточении требований к установке СОРМ и возможный отказ от них были бы полезны операторам, которые еще не установили на своих сетях необходимое оборудование, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

Это, по его словам, прежде всего небольшие провайдеры.

У производителей отечественного оборудования, в том числе и СОРМ, технологические и кадровые ресурсы близки к исчерпанию из-за большой нагрузки в связи с уходом зарубежных игроков.

Это привело к росту цен на оборудование и увеличению сроков его поставки, говорит эксперт:

“Операторы не могут сейчас установить СОРМ, даже если имеют финансовые возможности для этого. Ужесточение регулирования заставило бы их уйти с рынка”.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru