Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

...

 Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы, представители экспертного сообщества в области информационной безопасности, обращаем Ваше внимание на невыполнение вашего поручения №5, опубликованного 2 июня 2011 года на сайте kremlin.ru http://kremlin.ru/assignments/11427, а именно:



5. Ускорить приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», предусмотрев устранение необоснованных обременений для операторов персональных данных.

Ответственные: Щёголев И.О., Бортников А.В., Нургалиев Р.Г.

Срок – 1 августа 2011 г.

Обладая определенным опытом работы в области защиты информации и в частности защиты персональных данных, а также являясь экспертами различных рабочих групп, занимающихся вопросами гармонизации российского законодательства в области персональных данных, мы заявляем, что вследствие принятия 5 июля 2011 года в третьем чтении Государственной Думой законопроекта № 282499-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных” (далее – Законопроект) все существовавшие серьезные обременения для операторов не только сохранились, но и приумножились.

Частью 1 статьи 20 Конвенции Совета Европы “О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных”, подписанной от имени РФ 07.11.2001 в г. Страссбург (далее – Конвенция) предусмотрена норма, согласно которой оператор персональных данных самостоятельно принимает решение о составе защитных мер, исходя из предполагаемого ущерба субъекту от их неправомерного использования. В случае утечки, ответственность ложится на оператора по всей строгости закона. Указанные в Законопроекте требования по защите данных носят обязательный характер, их состав жестко регламентирован и не зависит от предполагаемого ущерба субъекту. В тоже время, ответственность операторов за утечки Законопроектом не предусмотрена. Другими словами, Законопроект не соответствует духу Конвенции.

Российским операторам персональных данных (почти всем юридическим лицам) Законопроект навязывает требования по защите данных, ранее содержавшиеся в подзаконных и ведомственных нормативных актах ФСТЭК и ФСБ, которые абсолютно не учитывают современные тенденции развития информационного общества. Слегка “подкорректированные” методы и способы защиты государственной тайны 20-летней давности стали обязательными для 7 миллионов операторов персональных данных. А среди них не только «богатые» банки или нефтяные компании, но и фермерские хозяйства, школы, поликлиники и даже индивидуальные предприниматели – все они обрабатывают персональные данные, как минимум, своих работников.

Как следствие, принятый Законопроект обязывает операторов персональных данных тратить ресурсы на выполнение морально устаревших требований и покупку несоответствующих современным реалиям технических средств защиты информации. По оценкам Парламентских слушаний 20 октября 2009 года (http://www.aksakov.ru/media/File/filelist/st08.doc), на реализацию этих, неэффективных в деле защиты прав субъектов персональных данных, мероприятий, всеми хозяйствующими субъектами должна быть единовременно потрачена сумма около 6% ВВП РФ. Учитывая объемы затрат операторы, с очень большой вероятностью, переложат указанные расходы на субъектов – потребителей своих услуг, что неизбежно приведет к эскалации инфляционных процессов.

Особо отмечаем, что Законопроект не проходил антикоррупционную экспертизу, а большие обременения, заложенные в Законопроекте, могут весьма существенным образом сказаться на развитии ИТ-инноваций в РФ, поскольку инвестиционный бюджет ИТ-стартапов весьма ограничен. Учитывая объемы затрат, наиболее востребованный экономикой инновационный вид бизнеса в РФ будет заведомо обречен на провал.

Эти и другие факторы создают предпосылки для вывода существующих и создаваемых информационных систем за пределы России в страны Евросоюза, где требования к защите персональных данных учитывают современные тенденции и обеспечивают баланс интересов оператора и субъекта. Такие действия, по понятным причинам, могут нанести значительный ущерб безопасности России, и не способствуют соблюдению прав субъектов персональных данных, являющихся гражданами РФ.

Просим Вас, принимая во внимание изложенные доводы, отклонить законопроект в существующем виде, и направить его на общественные слушания и соответствующую доработку с привлечением экспертного сообщества в области информационной безопасности и, в частности, защиты персональных данных.

06.07.2011

Письмо подписали:
Бондаренко Александр
Волков Алексей
Лукацкий Алексей
Токаренко Александр
Царев Евгений

UserGate встретит Новый год с заделом под экспансию на российском ИБ-рынке

Компания UserGate подвела итоги развития бизнеса в 2025 году. Лидеру российского рынка решений по сетевой безопасности удалось не только укрепить свои позиции, но также заложить основу для освоения новых ИБ-ниш.

В уходящем году число штатных сотрудников UserGate возросло более чем на 40% и превысило 700 человек. Команда была усилена за счет привлечения известных специалистов — Михаила Кадера, Эльмана Бейбутова, Ильдара Садыкова (ранее возглавлял отдел экспертного обучения в Positive Technologies).

Флагман продуктового портфеля разработчика, UserGate NGFW, в течение года дважды обновлялся с целью расширения функциональности и устранения ошибок. Производительность аппаратных платформ UserGate для защиты периметра корпоративных сетей была повышена в два раза, началась массовая поставка таких версий — E1010, E3010, F8010.

На рынок выведены новые коммерческие продукты, UserGate DCFW и UserGate WAF; запущен сервис UserGate uFactor.

«Выделение UserGate DCFW в качестве отдельного продукта позволяет гибко развивать его исключительно под требования крупнейших организаций, — полагает Кирилл Прямов, менеджер по развитию NGFW в UserGate. — Например, в ближайших релизах мы реализуем виртуальные контексты, чего ждут от нас многие заказчики. В дальнейшем UserGate DCFW станет поддерживать платформы с аппаратным ускорением, в том числе новую модель с расчётной производительностью до 800 Гбит/с в режиме FW L4, которую мы планируем выпустить к 2027 году».

Вендор также открыл научно-исследовательские лаборатории по ИБ в ряде российских вузов и заключил аналогичное соглашение о сотрудничестве в Республике Беларусь. К слову, с 1 июня 2026 года подобная поддержка сферы образования со стороны ИТ-отрасли станет в России обязательной.

«В 2025 году мы достигли значительных успехов по всем направлениям работы, — констатирует Эльман Бейбутов, новый директор по развитию бизнеса ИБ-компании. — UserGate сегодня обладает развитой экосистемой продуктов, обширной экспертизой, квалифицированной командой разработки, бизнес-администрирования и менеджмента. У нас отличные позиции для освоения новых ниш, в которых мы только начинаем экспансию».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru