STEM-образование и ИТ-лагерь T1: опыт России и вызовы ИБ

Появится ли в России система STEM-образования для ИТ и ИБ

Появится ли в России система STEM-образования для ИТ и ИБ

Российский холдинг T1 провел буткемп «ИТ-лагерь T1», в методике которого явно просматривались элементы STEM-модели. Она состоит в обучении дисциплинам  в области Science, Technology, Engineering и Mathematics через командную работу в целевых проектах. Этот метод можно применять в системе образования для ИТ/ИБ.

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Что такое STEM?
  3. История появления STEM
  4. Развитие системы образования в США в 2010-х гг.
  5. STEM-образование: победа или рекламные обещания?
  6. Преимущества STEM-подхода к образованию
  7. STEM-образование в российских вузах
  8. Внедрение ИИ и изменения в подходах к образованию
  9. Выводы

Введение

Возможно, вы впервые слышите термин STEM, хотя этому направлению в образовании уже не менее 15 лет и оно продолжает активно развиваться в мире. По замыслу, STEM нацелена на то, что сейчас нередко называют элитарным обучением. Подход охватывает все возрастные категории, начиная с детского возраста и до старших курсов университетов. Наш поиск упоминаний о применении STEM в России ограничился элитными школами «для Рублевки». 

В чем же особенность STEM? Почему ей уделяется столько внимания в мире? Можно ли применять STEM для обучения ИБ-специалистов? Есть ли примеры применения STEM в России?

Формально о применении STEM для высшего образования не сообщается. Однако побывав на летнем буткемпе «ИТ-лагерь T1» 2025, который уже во второй раз проводит ИТ-холдинг Т1 для студентов старших курсов университетов, обучающихся по специальностям ИТ, мы отметили, что отдельные элементы методики нашли место в предложенном T1 формате.

В этой статье мы расскажем, что такое STEM, как она появилась, какие цели связаны с ней. Забегая вперед, сразу отметим, что STEM во многом является развитием того, что называют «советской системой образования». Поэтому STEM присутствует в России. Опыт T1 указывает на то, что этот формат продолжает развиваться.

 

Рисунок 1. Летний буткемп «ИТ-лагерь T1» 2025

Летний буткемп «ИТ-лагерь T1» 2025

 

Что такое STEM?

STEM — это аббревиатура из слов Science (наука), Technology (технологии), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика). Словом STEM называют подход к преподаванию, где обучение нацелено на практические и проблемно-ориентированные формы со свободным выбором элементов из разных научных дисциплин для достижения учебных целей.

В отличие от классической формы образования, нацеленной на изучение и заучивание положений по отдельным дисциплинам, STEM-образование ориентировано в первую очередь на постепенное освоение знаний по разным дисциплинам в рамках практического и проблемно-ориентированного обучения. Смысл методики состоит в том, чтобы достичь поставленных целей, а не породить хаотичность в знаниях при применении STEM без структуры. По сути STEM-образование — это междисциплинарный подход, который интегрирует четыре основных научных предмета в реальный мир и вооружает студентов навыками решения проблем, развивая критическое мышление и готовность к инновациям.

 

Рисунок 2. Защита проекта на буткемпе «ИТ-лагерь T1» 2025

Защита проекта на буткемпе «ИТ-лагерь T1» 2025

 

STEM-метод выстраивается на программах исследовательского обучения. Учащимся предлагается решать поставленные перед ними проблемы, делая это посредством проведения экспериментов и практического применения элементов базовых научных дисциплин (отраженных в названии STEM).

По мнению разработчиков методологии, при таком подходе происходит более глубокое освоение научных концепций и прикладных решений. Это способствует лучшему запоминанию и более глубокому пониманию элементов базовых наук и технологий. 

Акцент в STEM делается на развитии навыков логического и критического мышления. Это позволяет учащимся изучать и понимать вещи с точки зрения реального мира, дает им навыки, необходимые для успеха в карьере, будь то работа, предпринимательство и т.д.

В современной педагогике считается, что значение STEM-образования выходит далеко за рамки подготовки просто специалистов. Этот подход стимулирует процесс появления новых инноваций в различных областях, он поддерживает экономический рост и помогает компаниям решать возникающие проблемы быстрей и эффективней. 

Считается, что страны, где развиты программы STEM-образования, уже в скором будущем будут лучше подготовлены к тому, чтобы оставаться конкурентоспособными в мировой экономике, особенно после широкого распространения ИИ. Массовое появление инженеров и ученых, подготовленных по STEM, будет способствовать будущему технологическому прогрессу стран, где вовремя поняли важность ее применения.

История появления STEM

В названии STEM явно указывается на «американские корни» в развитии этой методологии. Действительно, США является страной, где чаще всего ссылаются на применение STEM.

Тем не менее даже сами американские разработчики признают, старт развития этой методологии связан с запуском 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли — советского космического аппарата «Спутник-1». Для США это событие стало «холодным душем». На высшем уровне в стране признали, что СССР сумел обойти их и добиться более выдающихся результатов, несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться на пути. 

Запуск «Спутника-1» породил в США разработку множества новых технологий в проектном управлении. Именно после «Спутника-1» в США началась разработка методологии STEM. Косвенно это указывает на то, что в основу легли принятые в СССР во время космической гонки принципы, которыми характеризуют понятие «советской системы образования». Поэтому отдельные принципы STEM — это отражение той советской системы, которая была признана «неэффективной» в России и заменена на нынешнюю систему в прошедшие десятилетия. 

 

Рисунок 3. STEM-обучение предполагает активную защиту своего варианта решения

STEM-обучение предполагает активную защиту своего варианта решения

 

Развитие системы образования в США в 2010-х гг.

Значительная часть многих американских компаний и научных учреждений сейчас представлена бывшими иммигрантами, прошедшими обучение в университетах США. Таких студентов выделяют в американской статистике отдельно как «иностранные» (international students). В 2017 году обучение в США проходили около трети всех «иностранных студентов» в мире: 1,1 млн из 4,6 млн человек.

Набор «иностранных студентов» на программы STEM-обучения в американские колледжи и университеты в области естественных и технических наук неуклонно рос с 2008 года. Отметим, что в это время число граждан и постоянных резидентов США, обучающихся по программам STEM, неуклонно сокращалось. В 2017 году 48% «иностранных студентов» обучались именно по методикам STEM. 

В результате уже к середине 2010-х гг. в стране возник явный перекос в пользу «иностранных студентов» в ключевых вузах страны. Например, в Мэрилендском университете 81% студентов, обучающихся по специальности «Компьютерные науки», были иностранцами, а в Вирджинском политехническом институте их было 77%. 

 

Рисунок 4. Доля «иностранных студентов» в университетах США, 2015

Доля «иностранных студентов» в университетах США, 2015

 

По сути это был эксперимент, но его результаты уже можно наблюдать сейчас. 

В 2015 году «иностранные студенты» получили более половины докторских степеней, присуждаемых в области инженерии, экономики, компьютерных наук, математики и статистики, выданных в США. Значительную долю среди них составляли китайские студенты: 28,8% докторских диссертаций в области науки и инженерии (S&E) в период с 1995 по 2015 год были защищены гражданами Китая.

STEM-образование: победа или рекламные обещания?

Последователи STEM-системы называют следующие результаты, которые дает образование по этой методике. Прежде всего это — существенно более быстрый карьерный рост по сравнению с теми, кто обучался по традиционной методике. Вывод, конечно, предвзятый и не доказанный. Для доказательства требуется более глубокий анализ взаимосвязей. Но их результат строится на доступной статистике.

Последователи STEM считают, что эта методика способствует более глубокому пониманию основ, как наука и технологии взаимодействуют с повседневной жизнью и промышленностью. В системе значительный акцент делается на практическом обучении, проектной деятельности и развитии навыков командной работы. Это помогает студентам решать реальные задачи, а не просто учиться на собственных ошибках в практической деятельности. Подход STEM готовит студентов не только к карьере, но и развивает в них такие важные навыки, как адаптивность, умение работать в команде, аналитическое мышление. Эти навыки имеют ценность в любой профессии.

В настоящее время многие правительства разных стран и частные организации инвестируют в STEM-инициативы. Они считают, эти вложенные средства способствуют развитию инноваций и повышению качества рабочей силы. Признается важность STEM для прогресса на национальном уровне. 

Например, Конгресс США проводит с 2016 года национальный конкурс по программированию Congressional App Challenge (CAC), который является частью программы STEM-образования. Спонсорами конкурса выступают такие компании, как Broadcom, Apple, AWS, Infosys, Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и др.

 

Рисунок 5. Сайт конкурса по программированию Congressional App Challenge (CAC)

Сайт конкурса по программированию Congressional App Challenge (CAC)

 

Преимущества STEM-подхода к образованию

Ценность любой методики для образования определяется преимуществами, которая она дает. В отношении STEM принято называть следующие:

  • Развитие критического мышления. Считается, что STEM-подход приучает студентов начинать решение любой проблемы с ее всестороннего анализа. За этим следует разработка решения, опираясь на логику и попутное изучение особенностей наук и технологий, связанных с проблемой. Достижением цели служит практический эксперимент, а не отчет или экзамен на знание теоретических основ.
  • Новый путь для подготовки к профессиям, востребованным на рынке. Такие современные сферы деятельности как инженерия, информатика и здравоохранение, требуют теперь от сотрудников подходов и навыков, которые нарабатываются при STEM-обучении. Результатом в STEM считается приложение, готовое для практического применения, а не эскиз или прототип, как при традиционной форме образования.
  • Развитие практического обучения. Умение применять знания в реальных условиях прививается студентам во время проектного обучения и в ходе проведения экспериментов. 
  • Развитие креативности и стремление к выявлению инноваций. Развитие STEM уже привело к признанию полезности применения не только знаний в технических областях, но также знаний в области искусств. Обновлённая версия методики получила название STEAM (добавилась новая буква A — от слова Art). Считается, что развитие и применение знаний в области искусств стимулирует появление новых способов в мышлении. Это приносит положительный эффект при решении проблем, в том числе технического характера.

Рисунок 6. Проявление креативности приветствуется в STEM

Проявление креативности приветствуется в STEM

 

  • Развитие навыков совместной, командной работы. Многие современные STEM-проекты требуют для своей реализации применения командного подхода в работе. Особенностью участия в командах является необходимость владения коммуникативными навыками и развитие лидерских особенностей. Эти навыки прививаются при STEM-обучении.
  • Повышение цифровой грамотности. Практически все современные решения требуют эффективного применения цифровых инструментов. Навыки работы с ними, а также их адаптация к текущему рабочему процессу закладываются учащимся в процессе STEM-обучения. Это помогает им эффективно ориентироваться в предоставляемых возможностях, использовать их на практике.
  • Развитие устойчивости к возникающим трудностям и неудачам. STEM-образование учит студентов справляться с ними, способствует развитию упорства и понимания необходимости непрерывности процесса обучения.

Доказательств достоверности каждой оценки, конечно, нет. Достижение конкретных результатов сильно зависит от практической реализации STEM-концепции. Но названные цели интуитивно выбраны правильно.

STEM-образование в российских вузах

В начале статьи был задан вопрос, нужно ли применять STEM-подходы для подготовки специалистов в области ИТ и ИБ. Названные достоинства методики явно указывают, что именно эти потребности являются ключевыми. Но в начале мы также спросили, знакомо ли слово STEM? Интернет показывает, что о существовании таких подходов к образованию известно только среди учеников элитных школ.

В то же время элементы STEM широко применялись в советской системе образования. Развитие STEM в США было инициировано как раз достижениями советской школы образования.

 

Рисунок 7. Интерес к формату летнего буткемпа «ИТ-лагерь T1» растет

Интерес к формату летнего буткемпа «ИТ-лагерь T1» растет

 

Какое реальное положение с STEM в России сейчас?

Оказавшись недавно на очном финале летнего буткемпа «ИТ-лагерь T1», который проводит ИТ-холдинг T1 для студентов старших курсов университетов, обучающихся по специальностям ИТ, мы услышали те же вопросы во время дискуссии студентов с членами жюри. Студенты интересовались прежде всего тем, что изменится в будущем в специальностях, связанных с ИТ и ИБ, в связи с активным внедрением искусственного интеллекта (ИИ). 

Обратил на себя внимание, в частности, следующий вопрос: появление ИИ уже сейчас позволяет повысить скорость обучения без привлечения преподавателей. Можно быстро осваивать темы, не посещая лекции. Может, скоро преподаватели будут не нужны вообще? Все будет делать генеративный ИИ (GenAI)?

Внедрение ИИ и изменения в подходах к образованию

Для многих уже стало очевидным, что широкое проникновение ИИ уже совсем скоро изменит подходы не только в практической деятельности, но и в образовании. Об изменениях говорили и представители отрасли и министерства во время дискуссии на летнем буткемпе «ИТ-лагерь T1».

 

Рисунок 8. Участники дискуссии на летнем буткемпе «ИТ-лагерь T1»

Участники дискуссии на летнем буткемпе «ИТ-лагерь T1»

 

Такие проекты как летний буткемп «ИТ-лагерь T1» 2025, который компания проводит уже во второй раз, нацелены в том числе на поиск нужного формата обучения. Его достижения планируют внедрять в рамках всех инициатив, проводимых в ИТ-холдинге T1 по направлению «T1.Дебют». Они охватывают широкий список форм: образовательные проекты, стажировки, олимпиады, практики для школьников, студентов, начинающих специалистов. Эти работы ведутся в сотрудничестве с вузами в сфере образования. В этом году к ИТ-лагерю проявило внимание Минцифры.

Екатерина Колесникова, заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1 по персоналу: «Сегодня работодатели ждут от начинающих специалистов прикладных навыков и понимания, как работают бизнес-процессы в ИТ-компаниях. Поэтому такие проекты, как ИТ-лагерь Т1, становятся отличной возможностью получить необходимый практический опыт и быстро сделать первые шаги в профессии. Так, многие талантливые ребята после окончания лагеря становятся частью команды Т1. В прошлом году оффер на стажировку получили порядка 130 студентов из разных регионов — и абсолютное большинство из них сегодня все также продолжает свою карьеру с нами».

Сергей Голицын, руководитель направления T1 ИИ (входит в ИТ-холдинг Т1): «Роль тестировщиков и разработчиков значительно меняется с развитием GenAI. Мы видим, насколько быстро Copilot захватил влияние и оказывает серьезное воздействие на поиск информации. Это сказывается и на обучении. Уже сейчас можно отметить, что роль начинающих специалистов в компаниях будет стремительно сокращаться. Уже со студенческой скамьи студенты должны становиться мидлами. Роль джунов сильно трансформируется».

Вадим Феклин, декан факультета ИТ и анализа больших данных Финансового университета при правительстве РФ: «Большие языковые модели уже внесли серьезные изменения в различные процессы: обучение, общение. Влияние ИИ будет проявляться в виде новых форм решения практических задач — через синергию ИИ и человека. Эти навыки необходимо развивать».

Сергей Попов, проректор по цифровизации МАИ: «Уже сейчас понятно, что молодым специалистам, приходящим работать в компании, необходимо иметь хорошо развитые навыки. Если вы обладаете только кодингом, вас может быстро заменить модель ИИ. Если говорить об авиастроении, то там требуются не только известные компетенции, но и новые навыки, связанные с использованием LLM. В совокупности они добавляют молодым специалистам новые компетенции, имеющие высокую ценность на рынке».

Татьяна Трубникова, директор департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России: «Мы работаем с HeadHunter и анализируем потребности на рынке специалистов. Если посмотреть срез вакансий для джунов, то их доля составляет всего 11%. В то же время доля вакансий для мидлов и выше — 83%. Эти цифры говорят, что на рынок надо выходить уже с каким-то практическим опытом. Этот опыт мы стараемся развивать с помощью своих проектов вместе с вузами и ИТ-компаниями. Важные навыки необходимо давать в рамках основной образовательной программы. В Минцифры уже есть проект по развитию системы подготовки по ИТ, есть также проект по развитию навыков работы с ИИ. Мы будем тиражировать эти подходы». 

Выводы

Хотя официально STEM-образование отсутствует в России, элементы этого подхода были частью советской системы образования и продолжат применяться до сих пор. Но пока это происходит по инерции. Выработка методологий происходит на базе индивидуальных проектов, которые проводят компании, где видят их потенциал. Пример летнего буткемпа «ИТ-лагерь T1» является хорошей иллюстрацией происходящих процессов.

Многие уже признают, что на повестке стоят риски, связанные с широким внедрением ИИ. Это потребует перестройки системы подготовки специалистов. Изменения коснутся не только молодых специалистов, но всех форм образования, в том числе переподготовки опытных специалистов.

Понимание важности STEM осознают в отрасли. Пример ИТ-холдинга T1 — это только один эпизод. Понимание важности проблем и необходимости поиска решений осознают и на стороне Минцифры. Там внедряются новые проекты по тиражированию полезных методик на всю систему образования в России. Это должно затронуть и отрасль ИБ тоже.

Полезные ссылки: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru