Российские офисные пакеты 2025: замена Microsoft Office и экосистемы

Российские офисные пакеты в 2025 году: чем рынок заменяет Microsoft Office

Российские офисные пакеты в 2025 году: чем рынок заменяет Microsoft Office

Рынок офисного ПО в России переживает исторический перелом. На смену долголетней монополии Microsoft приходят отечественные разработки. Что предлагает рынок на смену не просто продуктам, а целой производственной культуре?

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Рынок отечественного офисного ПО
  3. В чём особенность вашего предложения?
  4. На что смотреть при переходе на российский аналог?
  5. Как проводить миграцию?
  6. Прогнозы: развитие российских офисных пакетов
  7. Выводы

Введение

Последние годы стали периодом серьёзной переоценки ИТ-ландшафта в России. На фоне ухода крупных международных вендоров и ужесточения санкционного давления вопрос импортозамещения программного обеспечения перешёл из плоскости теоретических дискуссий в область практической необходимости. Одной из самых чувствительных для миллионов пользователей стала сфера офисного программного обеспечения.

Долгие годы мировой, и в частности российский, рынок практически полностью состоял из продуктов американской корпорации Microsoft. Word, Excel и PowerPoint стали настолько же привычными инструментами, как клавиатура или мышь. Однако текущая геополитическая реальность заставляет искать отечественные аналоги, способные обеспечить непрерывность бизнес-процессов, сохранность данных и технологический суверенитет.

Но что сегодня представляют собой российские офисные пакеты? Остаются ли они вынужденным выбором с ограниченной функциональностью и проблемами совместимости, или же за последние годы они совершили качественный рывок, превратившись в полноценные, конкурентоспособные продукты?

 

Рисунок 1. Эксперты в студии AM Live

Эксперты в студии AM Live

 

Участники эфира:

  • Евгений Бабаев, директор по продуктам, «МойОфис».
  • Пётр Щеглов, руководитель направления сервисов продуктивности, VK Tech.
  • Денис Хохлов, менеджер продуктов «Альтер Офис» и «АльтерОС», «АЛМИ Партнер».
  • Андрей Бурсиан, заместитель руководителя центра компетенций, Р7-Офис.

Ведущий и модератор эфира — Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа».

 

 

Рынок отечественного офисного ПО

Илья Шабанов напомнил, что MS Office долгое время был стандартом на рынке, 99 % обычных пользователей работали с его программами — пиратскими или лицензионными. Люди привыкли к ним за годы использования, теперь их нужно поменять, сделать шаг в сторону неизвестного и перейти на новое ПО. Что должно входить в российский аналог? Есть ли какой-то стандарт?

 

Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа»

Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа»

 

Андрей Бурсиан рассказал, что существует базовый набор средств, который предусматривает наличие текстового и табличного редакторов, конструктора презентаций и средства просмотра медиафайлов. Но сегодня этого уже недостаточно: на первый план выходит отраслевой стандарт. Фактически речь идёт о создании единой платформы, где все инструменты связаны.

Например, из документа можно сразу отправить письмо, из письма — создать встречу или поставить задачу. Современный стандарт — это не просто набор редакторов, а интегрированное решение, которое включает в себя совместное редактирование в реальном времени, почту, корпоративные мессенджеры, видеоконференц-связь и даже элементы проектного управления. Это уже целая экосистема продуктов.

Евгений Бабаев уверен, что тема совместной работы сегодня — это уже устаревший стандарт. В то время как на глобальном рынке продуктивность и коллаборация стали нормой ещё 5 лет назад, в России мы только сейчас смогли донести до заказчиков, что эти инструменты реально повышают эффективность.

Но мир не стоит на месте: сегодня уже сформировался новый стандарт, когда искусственный интеллект становится неотъемлемой частью рабочих процессов. Мир меняется стремительно, и, если ориентироваться только на текущие отечественные стандарты, мы рискуем снова отстать. Критически важно смотреть вперёд и сразу внедрять технологии следующего поколения.

 

Евгений Бабаев, директор по продуктам, «МойОфис»

Евгений Бабаев, директор по продуктам, «МойОфис»

 

Пётр Щеглов выделил несколько этапов развития офисного ПО. Первая фаза — настольный офисный пакет, который традиционно включал в себя 4 составляющих: 3 редактора и почтовый клиент.

Следующий уровень — появление совместного редактирования. Оно расслоилось на 2 сегмента: облачный сервис и корпоративное совместное редактирование. Далее — акцент на коллективную работу, в офисные пакеты сейчас добавляют не только почту, но и мессенджеры. Есть сквозные сценарии, когда из одной программы можно обратиться в другую.

В первом опросе зрители поделились, на каком этапе замены Microsoft Office находится их организация:

  • Полностью перешли на российские офисные пакеты — 25 %.
  • Идёт поэтапная миграция — 21 %.
  • Пока не планируют переход, наблюдают — 20 %.
  • Находятся на стадии пилота — 17 %.
  • Только планируют переход — 9 %.
  • Затруднились ответить — 8 %.

Рисунок 2. На каком этапе замены Microsoft Office находится ваша организация?

На каком этапе замены Microsoft Office находится ваша организация

 

В чём особенность вашего предложения?

Андрей Бурсиан: «Мы делаем ставку на двух направлениях — максимальная совместимость с уже существующими документами в форматах docx, xlsx, pptx. Это называется формат Open XML, который был создан компанией Microsoft и в 2008 году передан в опенсорс. Мы его поддерживаем нативно и поэтому у нас наилучшая совместимость с уже наработанными документами. Мы начали разрабатывать свои редакторы в онлайн-формате. Они встроены в Яндекс, ВК и другие решения».

Денис Хохлов: «Мы делаем продукт максимально похожим на Microsoft. Часто пользователи испытывают трудности в работе с офисными программами из-за непонятного интерфейса, расположения кнопок. Наша основная цель с этого года — сделать понятный, удобный интерфейс. Вторая задача — автоматизация. Клиенты часто приходят с вопросом о поддержке макросов и возможности их миграции. Также вкладываемся в коллаборативную работу, которая дополняется ИИ-инструментами».

 

Денис Хохлов, менеджер продуктов «Альтер Офис» и «АльтерОС», «АЛМИ Партнер»

Денис Хохлов, менеджер продуктов «Альтер Офис» и «АльтерОС», «АЛМИ Партнер»

 

Пётр Щеглов: «Платформа VK Workspace включает в себя комплекс сервисов: почта, планирование времени через календарь, совместное редактирование документов и их хранение, работа с ними, интерактивная доска. Ставку делаем на российские технологии и даём выбор, чем компания может пользоваться.

Для малого и среднего бизнеса, если нет возможности инвестировать в инфраструктуру, мы предлагаем сервис. Это готовый комплекс по подписке, продуктами можно пользоваться из облака. Для крупных компаний, готовых инвестировать в инфраструктуру, доступно ПО в коробочном формате для установки он-премис».

Евгений Бабаев: «Мы пытаемся развивать ту часть функционального гэпа между нами и западными пакетами, которая критически важна для поддержки внутренних российских особенностей, взаимодействия с госорганами, государственными системами. Развиваем фичи, которые нужны для внутренней автоматизации.

Фокусируемся на том, чтобы дать клиентам максимальные возможности кастомизации наших продуктов, чтобы они могли их доработать под себя, это особенно важно для энтерпрайза (крупного бизнеса — прим. ред.). Мы используем опережающую стратегию: не пытаться догонять MS Office, а начать с уровня 2025–26 годов развивать фичи и продукты, которые появляются сейчас, и делать их наравне с Западом».

Во втором опросе выяснилось, какой фактор для зрителей ключевой при выборе российского офисного пакета (мультивыбор):

  • Функциональность — 71 %.
  • Экосистема и интеграции с другим ПО — 54 %.
  • Стоимость — 52 %.
  • Удобство — 48 %.
  • Возможность работать в облаке и on‑premise — 21 %.
  • Другое — 12 %.

Рисунок 3. Какой фактор для вас ключевой при выборе российского офисного пакета?

Какой фактор для вас ключевой при выборе российского офисного пакета

 

На что смотреть при переходе на российский аналог?

Евгений Бабаев считает, что выбор вендора — это вопрос доверия, который многогранен. Сможет ли вендор поддерживать сложный продукт в изменяющейся российской среде, что с ним будет через несколько лет, останется ли он на рынке, не изменится ли политическая конъюнктура? Эти вопросы не менее важны, чем фичи и позиционирование.

Пётр Щеглов уверен, что выбор офисного решения — это, по сути, выбор ключевого бизнес-партнёра на долгосрочную перспективу. Коммуникации и работа с документами составляют основу для большинства офисных сотрудников, и от этого зависит функционирование всей компании. Вопросы функциональности, миграции и интеграций — вторичны и решаются уже в рамках этого стратегического выбора.

Чтобы правильно выбрать партнёра, который поможет строить бизнес стабильно и эффективно, необходимо в первую очередь внутренне договориться: чётко определить, что именно важно для всех стейкхолдеров — от рядовых сотрудников до руководства.

 

Пётр Щеглов, руководитель направления сервисов продуктивности, VK Tech

Пётр Щеглов, руководитель направления сервисов продуктивности, VK Tech

 

Денис Хохлов подчёркивает, что выбор начинается не с функциональности ПО, а с глубокого внутреннего аудита компании. Нужно понять, какие процессы требуется автоматизировать, как решение впишется в экосистему и насколько совпадут культура и видение с вендором, который становится стратегическим партнёром.

Андрей Бурсиан отмечает, что успешная миграция требует чёткого поэтапного плана тестирования и внедрения. Важным косвенным признаком надёжности решения он называет наличие активного пользовательского сообщества, которое свидетельствует о доверии к продукту и его устойчивом развитии.

Как проводить миграцию?

Андрей Бурсиан объяснил, что важен комплексный подход с чёткими этапами. Необходимо привлечь пользователей из разных бизнес-подразделений, собрать от них обратную связь, учесть замечания — и уже на этой основе детально прорабатывать поэтапный план перехода.

Отдельное внимание стоит уделить работе с людьми: их обучению и поддержке. Сегодня для этого есть разные форматы — от платных курсов в авторизованных учебных центрах до бесплатных материалов в соцсетях и чат-ботов, которые помогают пользователям в режиме реального времени.

 

Андрей Бурсиан, заместитель руководителя центра компетенций, Р7-Офис

Андрей Бурсиан, заместитель руководителя центра компетенций, Р7-Офис

 

Пётр Щеглов подчёркивает, что миграция — это в первую очередь организационный проект, требующий поддержки топ-менеджмента. Ключевым фактором успеха он называет адаптацию малых, но влиятельных групп: если ИТ-служба сможет перевести на новый софт руководство и их ближайших помощников, основная часть пути будет пройдена, ведь именно они задают тон для всей компании.

Евгений Бабаев считает, что с технической стороны это стандартное внедрение сложного ПО. Но главная проблема — не в технологиях, а в целеполагании. Решающую роль играет поддержка первого лица компании. Вендоры предоставляют полный набор инструментов: обучение, базы знаний, поддержку. Однако если изначально не сформулирована ясная бизнес-цель и нет реальной заинтересованности руководства, все эти ресурсы будут потрачены впустую. Успех миграции определяет не функциональность продукта, а готовность самой организации меняться.

В рамках третьего опроса зрители выбрали факторы, которые мешают им в переходе на российские офисные программы (мультивыбор):

  • Сопротивление пользователей — 52 %.
  • Высокая цена — 47 %.
  • Недостаток функциональности — 41 %.
  • Проблемы совместимости — 31 %.
  • Другое — 23 %.
  • Ничего не мешает — 18 %.

Рисунок 4. Что мешает вам в переходе на российские офисные программы?

Что мешает вам в переходе на российские офисные программы

 

Прогнозы: развитие российских офисных пакетов

Андрей Бурсиан: «Мы уже запускаем внедрение искусственного интеллекта в наши продукты. ИИ будет работать как ассистент не только в редакторах, но и, например, в решениях для конференц-связи — для саммаризации (подведения итогов, обобщения — прим. ред.) обсуждений и автоматического протоколирования. Кроме того, в следующем году мы представим обновлённый, более удобный интерфейс»‎.

Денис Хохлов: «Внедрение ИИ позволяет изменить интерфейсы и само взаимодействие с системой офисного ПО. Оно обеспечивает платформенность: пользователь должен работать с документами в любом месте и на любом устройстве, что также гарантирует мобильность. Также необходимо вкладываться в интеграции с другими системами и развивать те продукты, с которыми пользователи сталкиваются чаще всего»‎.

Пётр Щеглов: «На рынке сервисов для продуктивности будет расти потребление именно сервисной модели (SaaS). Это ключевое изменение в парадигме потребления: бизнесу нужна гибкость, чтобы не совершать крупные разовые инвестиции, а платить по факту использования и быстро адаптировать затраты под меняющиеся условия.

В этой модели центральное место займёт комплексная информационная безопасность. Необходимы глубокие интеграции и усиленная защита: теперь даже в офисном ПО безопасность становится одним из главных приоритетов»‎.

Евгений Бабаев: «Развитие будет идти по трём ключевым направлениям: автоматизация рутинных задач, усиление экосистемности и поддержка сквозных рабочих сценариев. С появлением больших языковых моделей (LLM) появятся и принципиально новые классы продуктов — например, как это случилось с инструментом для автоматической генерации презентаций.

В итоге наша экосистема будет представлять собой не просто офисный пакет, а платформу, дополненную уникальными конкурентными сервисами, которых раньше не существовало. Весь российский рынок в конечном итоге перейдёт к этой новой парадигме».

Финальный опрос показал, каково мнение зрителей о российских офисных пакетах после эфира: будут тестировать и внедрять — 36 %, убедились в правильности выбора — 29 %, не заинтересовались — 18 %, считают их пока слишком сырыми — 17 %.

 

Рисунок 5. Каково ваше мнение о российских офисных пакетах после эфира?

Каково ваше мнение о российских офисных пакетах после эфира

 

Выводы

Представленные на рынке пакеты — «МойОфис», «Р7-Офис», VK Workspace, «Альтер Офис» — перестали быть простыми клонами. Они развиваются по разным, но осмысленным стратегиям: кто-то делает ставку на максимальную совместимость с унаследованными документами и экосистемами, кто-то фокусируется на облачной сервисной модели и новых сценариях коллаборации, а кто-то инвестирует в опережающее развитие с интеграцией ИИ. Это свидетельствует о зрелости рынка, где появился реальный выбор под разные задачи и модели ИТ-потребления.

Однако стать универсальной и бесшовной альтернативой Microsoft Office в одночасье невозможно. Главными барьерами остаются не столько технические проблемы, сколько человеческий фактор: сопротивление пользователей, укоренившиеся привычки и отсутствие чёткого целеполагания при миграции со стороны руководства. Ключ к успешному переходу — не в идеальной функциональности «из коробки», а в выборе надёжного ИТ-партнёра, который обеспечит полноценную поддержку, обучение и поможет выстроить процесс изменений.

Будущее рынка будет определяться не гонкой за функциональностью, а умением создавать целостные, безопасные и удобные экосистемы для работы, которые органично впишутся в цифровой ландшафт российских компаний.

Телепроект AM Live еженедельно приглашает экспертов отрасли в студию, чтобы обсудить актуальные темы российского рынка ИБ и ИТ. Будьте в курсе трендов и важных событий. Для этого подпишитесь на наш YouTube-канал. До новых встреч!

Полезные ссылки: