Импортозамещение в РФ меняется ради развития ИТ

Импортозамещение в РФ меняется ради развития ИТ

Последние два года в стране активно развивается импортозамещение. Оно стало главным стимулом развития для многих российских компаний, связанных с ИТ. Однако с появлением новых отечественных продуктов всё чаще возникает вопрос: что именно следует замещать? Что делать, если импортозамещающий продукт уже выпущен другой компанией? Куда двигаться дальше всем участникам рынка разработки ПО?

 

 

  

 

  1. Введение
  2. Развитие технологий в 2022 году
  3. Индустриальные центры компетенций (ИЦК)
  4. План развития экспертизы при импортозамещении
  5. Преимущества модели ИЦК для разработчиков ПО
  6. Импортозамещение и ИЦК
  7. Реалии российского рынка
  8. Готовы ли российские заказчики переходить на российские программы?
  9. Выводы

Введение

Формально импортозамещение рассматривается российскими компаниями как создание новых продуктов собственными силами взамен или наподобие тех, которые выпускались иностранными вендорами и применялись (или применяются до сих пор) российскими заказчиками. Такое определение в целом понятно рынку, но смысл импортозамещения в долговременной перспективе уже вызывает вопросы.

Например, каким набором свойств должны обладать новые продукты, выпускаемые взамен прежних, чтобы быть конкурентоспособными? Должны ли разработчики ограничиваться только продвижением своих продуктов на локальном рынке или создаваемые ими продукты должны соответствовать глобальному уровню технологий? В каком направлении развиваться в средне- и долгосрочной перспективе? Следовать ли глобальным трендам или развивать продукты с учётом пожеланий локальных заказчиков?

До сих пор было принято ограничивать область действия импортозамещения только внутренним рынком. Однако для компаний, которые занимаются ИБ, нет чётких границ рисков. Глобальные риски столь же актуальны, как и локальные. Поэтому как минимум для ИБ продукты должны быть глобально ориентированными.

Развитие технологий в 2022 году

До сих пор нет каких-либо обобщающих оценок того, в каком направлении шло развитие технологий в России в 2022 году. В то же время можно уверенно сказать, что большое влияние на перспективу их развития оказал уход из России центров разработки иностранных компаний. Ранее эти центры формировали спрос на развитие технологий, в том числе российских, и приносили в общей сложности до 10–12 % объёма российского экспорта ПО и услуг по разработке последнего.

 

Рисунок 1. Валентин Макаров (крайний слева) на пресс-конференции «Руссофта»

Валентин Макаров (крайний слева) на пресс-конференции «Руссофта»

 

Как заявил Валентин Макаров, президент «Руссофта», на отчётной пресс-конференции, состоявшейся в марте этого года, российские экспортёры ПО пережили за прошедший год два шока. «Сначала санкции запретили иностранным клиентам работать с российскими компаниями. Потом появился запрет на финансовые транзакции с Россией. Это создаёт множество проблем до сих пор в работе как с недружественными, так и с дружественными странами».

Согласно имеющимся данным за 2022 год, объём продаж в недружественные страны у российских экспортёров ПО снизился из-за первичных и вторичных санкций на 15–20 %.

На этом негативном фоне проявился также и положительный тренд: в 2022 году импортозамещение в России стало действительно реальным, отойдя от более формального отношения, которое существовало в предыдущие годы. Для поддержки отрасли Минцифры России запустило программу поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса. Этот запуск прошёл в рамках деятельности Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Согласно имеющимся данным, в 2022 году через РФРИТ государство выделило на импортозамещение ПО около 13 млрд рублей. Эта поддержка должна была устранить негативные последствия произошедших изменений.

В результате общий объём продаж в ИТ-индустрии в 2022 году снизился не более чем на 10 %. Появился прогноз, что в нынешнем 2023 году падение экспорта российского ПО прекратится и индустрия сможет выйти на показатели выше 2021 года.

Индустриальные центры компетенций (ИЦК)

На первый взгляд, политика импортозамещения стала благом для развития отраcли разработки ПО в России. Однако с уходом зарубежных конкурентов с российского рынка возникла прямая угроза злоупотреблений. Появился естественный соблазн воспользоваться ситуацией с учётом исключительного положения, в котором оказались российские компании.

Обычно регулятором в таких ситуациях выступает рынок. Он отбраковывает «недобросовестных» игроков, не давая им получать сверхприбыли. Однако выстраивание внутреннего рынка — процесс долгий и непростой, у России в нынешней ситуации нет времени на раскачку.

В подобных обстоятельствах к решению проблемы должно подключаться государство. При этом важно, чтобы оно действовало согласованно с профессиональным сообществом. Переход на этот курс произошёл во второй половине 2022 года.

В Правительстве РФ заявили тогда, что намерены субсидировать часть затрат, которые понесут предприятия и организации при переходе на российские решения и их внедрении. Отбор и оценка необходимых субсидий будут производиться с привлечением т. н. индустриальных центров компетенций (ИЦК). Предполагалось, что такой подход позволит сформировать правильные цены на российские продукты, будет способствовать развитию отрасли ИТ и реальной экономики в целом.

В начале июня премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил создать в России ИЦК для импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики. По его словам, этим центрам предстояло объединить заказчиков и разработчиков в вопросах создания и внедрения новых цифровых продуктов, вовлечь в процесс ведущие компании.

К середине июля Правительство РФ сформировало 35 ИЦК по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил тогда, что до 2024 года на софинансирование создания и внедрения этих решений будет выделено 37,1 млрд рублей.

В конце 2022 года Минцифры провело совещание, в котором приняли участие представители ряда крупных российских компаний (их список не разглашался). Там состоялось обсуждение плана предстоящих мероприятий для форсирования развития ИТ в стране в условиях ухода иностранных вендоров.

По итогам совещания было решено разработать единый механизм ценового саморегулирования, а также подготовить и принять меморандум, который будет определять признаки «ответственной работы компаний» на российском ИТ-рынке.

План развития экспертизы при импортозамещении 

Как рассказал Валентин Макаров, целью создания ИЦК было не внесение каких-либо принципиальных изменений в прежний курс импортозамещения, а создание исчерпывающего списка необходимых программных продуктов, которые должны охватить все прикладные задачи, актуальные для крупных предприятий страны.

 

Рисунок 2. Валентин Макаров на пресс-конференции «Руссофта»

 

Центры компетенций должны сформировать списки конкретных функций, которыми должен быть наделён импортозамещающий софт. Тем самым будут созданы перечни задач для разработчиков ПО. Такие списки будут содержать необходимые элементы, которые позволят, согласно замыслу, сделать российские предприятия импортонезависимыми, а поставленные таким образом задачи — востребованными.

Созданные ИЦК были ориентированы на определённых крупных российских производителей. В этом была заложена следующая логика: в силу родственности решаемых прикладных ИТ-задач в разных отраслях результаты деятельности разных ИЦК будут пересекаться. Это обеспечит синергию различных ИЦК и позволит сформировать единую экосистему для развития ИТ в стране.

Новая концепция была призвана дополнить прежнюю модель, связанную с формированием реестра отечественных программ и предполагавшую более долгий и непростой путь, чреватый ошибками при выборе конкретного ПО заказчиками. Преимущество новой концепции с участием ИЦК заключается в том, что в отечественные информационные продукты будут напрямую закладываться требования со стороны реального бизнеса.

Преимущества модели ИЦК для разработчиков ПО

Новая модель ИЦК должна стать более удобной для разработчиков софта. Ранее их целью было добавление своего продукта в единый реестр. Это открывало путь для развития продаж, но не предполагало, что заказчикам действительно будут нужны реализованные в продуктах функции. Прежняя модель подразумевала, что разработчики не обязаны работать напрямую с заказчиками при создании своих продуктов (хотя фактически, конечно, велась активная работа с заказчиками).

В прежней модели разработки вендор ориентировался прежде всего на собственное понимание задач, которые стоят перед отраслью. Разработчики опирались на свои компетенции и создавали продукты «по своему усмотрению».

В реальности это приводило к тому, что разработчики формировали функциональный список для своих продуктов с опорой на обратную связь, получаемую от заказчиков через отделы продаж крупных интеграторов. Те собирали пожелания заказчиков, стараясь донести их до разработчиков. Процесс получался длительным и сложным, формирование облика продуктов происходило постепенно, разработка новых функций часто выполнялась на той стадии, когда продукт уже был готов.

Также прежние условия вели к тому, что ТЗ составляли не разработчики, а потребители. Они ориентировались на собственные нужды, собственное понимание и требования к развитию.

В чём проблема? «Очевидно, что в таких условиях никогда не будут появляться продукты более мощные по своим возможностям, чем то, как видят сейчас свои задачи отдельные компании-потребители», — считает Валентин Макаров.

С внедрением ИЦК разработчики должны получить возможность улучшить своё взаимодействие с рынком. Новый подход позволит им лучше понимать фронт предстоящих работ, сразу формировать решения пригодные для всех крупных заказчиков или большинства из них. Тем самым будет решаться проблема дефицита ведущих разработчиков, визионеров отрасли.

В новой концепции «каждый заказчик экономит свои затраты на подготовку заданий к разработке. Усиливается контроль над процессом создания новых продуктов. Все крупные участники рынка сразу заинтересованы в результате и смогут контролировать ход реализации намеченных целей».

Как отметил Валентин Макаров, данная модель не является чем-то принципиально новым, но она должна поменять логистику разработки. Это отражает американский опыт, «когда все разработчики собираются вместе и создают общее ТЗ, которое превышает возможности каждого из них. Деньги выделяются сразу на весь проект, а разработчики делят его по частям в соответствии со своей долей участия». Именно так, по словам В. Макарова, ведутся разработки в рамках проектов DARPA.

Импортозамещение и ИЦК

Как же в новых условиях должно измениться «классическое» импортозамещение?

Новый подход с привлечением ИЦК ориентирован на развитие отраслевых стандартов для прикладного и системного ПО. Если ранее разработчики создавали свой продукт с опорой на собственные, уже готовые наработки, то теперь им потребуется адаптировать их с учётом экспертной оценки ИЦК.

Новая модель должна привести к развитию ассоциаций, занимающихся задачами стандартизации требований к ПО и технологиям.

«Происходящие в настоящее время процессы относятся к модели импортозамещения, — отметил Валентин Макаров. — Необходимо не только замещать продукты ушедших вендоров, но и одновременно запускать новые задачи. Если не сделать этого сейчас, то мы не только не сохраним нынешний уровень развития, а отстанем в будущем ещё больше».

Это отражает подход «Руссофта» к задаче развития ИТ в России. Это должен быть процесс выстроенный на перспективу на системном уровне. По словам Валентина Макарова, необходимо не только контролировать новые продукты, произведённые российскими компаниями, но также учитывать их конкурентоспособность в сравнении с другими продуктами на различных рынках, их экспортный потенциал, возможные направления для экспорта. По его мнению, именно такой подход способен обеспечить развитие конкуренции в отрасли.

«Новый подход означает переход от простого импортозамещения к развитию ИТ в стране. Заниматься просто импортозамещением недостаточно. Надо развивать продукты способные конкурировать на других рынках», — считает Валентин Макаров.

Очевидно, что для развития новых технологий российским компаниям необходимо участие в международных консорциумах по стандартизации, где ведётся обсуждение перспектив развития технологий в глобальном масштабе. Но, по мнению Макарова, «по всей видимости, придётся создавать собственные организации по стандартизации. Потребуется выбирать сильных, дружественных партнёров и развивать собственные технологии параллельно с дружественными странами».

Реалии российского рынка

Очевидно, что для формирования стандартов необходимо наличие в стране сильной опытно-конструкторской базы. Однако реалии накладывают свой отпечаток на ожидания.

Недавно первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил в ходе выступления в Совете Федерации, что «в России почти нет инфраструктуры для проведения опытно-конструкторских работ (ОКР). Она практически отсутствует».

В ходе своего выступления Белоусов сообщил, что правительство разработало концепцию технологического развития страны до 2030 г., которая должна быть утверждена кабмином в ближайшее время. Как отметил вице-премьер, «необходимо возродить институт квалифицированного заказчика». Речь идёт о развитии института главных конструкторов и главных технологов по аналогии с оборонно-промышленным комплексом, пояснил он.

Белоусов также озвучил целевые показатели достижения технологического суверенитета, увязанные с макроэкономическим прогнозом до 2030 г. Ожидается, что за это время в России удастся снизить коэффициент технологической зависимости в 2,5 раза, повысить уровень инновационной активности в 2,3 раза, а также увеличить патентную активность в три раза и ускорить рост объёма производства инновационных товаров в 1,9 раза.

Готовы ли российские заказчики переходить на российские программы?

Как показала практика развития российского рынка ПО за 2022 год, переход на российский софт связан с ростом цен на продукты, равнозначные по своему функциональному набору их ушедшим западным аналогам. Это — объективный показатель, связанный с экономикой продаж и масштабом рынка для разработчиков.

В таких реалиях вопрос о готовности российских заказчиков к переходу на отечественные программы становится сложнее. Их выбор связан не только с предлагаемым набором функций, качеством их реализации и регуляторным давлением: он также может быть ограничен бюджетом.

Выступая недавно на встрече АРПП «Отечественный софт», глава Минцифры Максут Шадаев отметил, что спрос на отечественное ПО можно будет подтолкнуть за счёт введения дополнительных целевых показателей для госкомпаний. «Уже есть хорошие продукты, показатели внедрения по которым должны выйти на уровень 100 % к 2025 году».

Стимулирующее влияние должен оказать также готовящийся в кабмине законопроект о введении нового статуса для ИТ-компаний — «системно значимые». К их числу будут относиться те предприятия, которые инвестируют собственные средства в развитие своих решений под перспективные потребности заказчиков по формуле «рынок в обмен на инвестиции». Для развития института ИЦК до конца года планируется провести серию двухдневных мероприятий, на которых заказчики смогут познакомиться с ходом развития отраслевых проектов.

«Мы видим готовность и желание крупных компаний вкладывать в развитие промышленных решений. Совместно с отраслью мы будем искать пути для снятия барьеров, чтобы можно было привлекать инвестиции в развитие ИТ-компаний», — отметил министр.

 

Рисунок 3. Максут Шадаев на пленарной сессии (источник: телеграм-канал «Эфир Минцифры»)

Максут Шадаев на пленарной сессии (источник: телеграм-канал «Эфир Минцифры»)

 

Выступая на пленарной сессии XIX ежегодного форума «Телеком в поисках выхода: вызовы и перспективы», Максут Шадаев отметил, что «сейчас мы перезапускаем механизм сквозных проектов. Если компания-покупатель выбирает российское оборудование и оно дороже, чем аналогичное зарубежное, мы компенсируем разницу, чтобы это не ложилось дополнительным бременем. Для этого нужен длинный форвардный контракт, очень значимые объёмы и верификация по качеству, чтобы коллеги были готовы такое оборудование закупать».

Хотя данное заявление относилось к закупкам оборудования для телекома, очевидно, что заказчики программных решений будут ожидать аналогичных мер поддержки со стороны правительства, причём в адрес не только крупных компаний, но также малого и среднего бизнеса.

Выводы

Главный вопрос — как будет развиваться экосистема разработки отечественного ПО — всё ещё остаётся открытым. Пока все инициативы господдержки распространяются только на узкий круг предприятий, относящихся к очень крупному бизнесу. В то же время наиболее многочисленные игроки рынка — это малые и средние компании. Они также являются заказчиками и готовы развиваться в непростых условиях. Удастся ли совместить инициативы, чтобы развивать полноценную экосистему разработки российского софта, пока неясно. Но многое делается для того, чтобы поставленные цели могли стать реальностью.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru