Опубликованы списки потенциальных жертв атаки на SolarWinds Orion

Опубликованы списки потенциальных жертв атаки на SolarWinds Orion

Изучение бэкдора Sunburst и алгоритма DGA, используемых взломщиками мониторинговой платформы SolarWinds Orion, позволило выявить от 100 до 280 организаций, затронутых атакой.

Среди потенциальных жертв заражения числятся федеральные ведомства США, ИТ-компании, учебные заведения, медицинские учреждения, банки и телеком-провайдеры.

По первоначальной оценке SolarWinds, взлом ее систем затронул порядка 18 тыс. пользователей ИТ-платформы. В частности, забэкдоренные версии обновлений клиента Orion могли установить такие известные компании, как Cisco, SAP, Intel, MediaTek, Check Point, Cox Communications, Deloitte, Nvidia, Fujitsu, Belkin, Amerisafe и «Лукойл».

Разработчики мониторингового ИТ-сервиса выпустили «горячие заплатки», устраняющие бэкдор. Эти хотфиксы включены в состав накопительных обновлений Orion Platform 2020.2.1 HF 2 и Orion Platform 2019.4 HF 6, которые пользователям настоятельно рекомендуется установить в кратчайшие сроки. Выпуски Orion Platform 2019.4 HF 4 и ниже атака не затронула, и они считаются чистыми.

Обратный инжиниринг Sunburst, проведенный в Microsoft, FireEye, McAfee, Symantec и Kaspersky, показал, что этот зловред собирает информацию о внутренней сети жертвы, ждет пару недель, а затем отсылает результат на C2-сервер, размещенный в домене avsvmcloud[.]com. На основании этих данных злоумышленники производят оценку перспективности мишени и принимают решение — продолжить атаку загрузой других зловредов или оставить бэкдор в резерве.

 

Как оказалось, URL командного сервера Sunburst генерируются по DGA и содержат строку с закодированным именем домена жертвы. Сервер злоумышленников Microsoft и FireEye уже подменили по методу sinkhole, а создаваемые с помощью DGA поддомены в настоящее время расшифровываются с целью уточнения масштабов распространения инфекции.

Репортер ZDNet ознакомился с текущими публикациями исследователей и в своей заметке привел один из списков затронутых организаций, который удалось составить по результатам расшифровки доменных имен, используемых зловредом для генерации уникальных URL.

Компании Cisco, Intel, VMWare и Microsoft официально подтвердили заражение, но свидетельств появления других вредоносов в своих сетях они не нашли. Сорока клиентам Microsoft, как оказалось, повезло меньше: установка забэкдоренного обновления повлекла продолжение атаки. Первая известная жертва Sunburst, ИБ-компания FireEye, тоже столкнулась с более серьезными последствиями.

В настоящее время специалисты по ИБ вместе с интернет-провайдерами собирают данные по трафику в домене avsvmcloud[.]com для идентификации других жертв заражения и последующей эскалации атаки.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Взломщики используют Microsoft Quick Assist для распространения вредоноса

Банда киберпреступников использует приложение Quick Assist от Microsoft в атаках с использованием социальной инженерии. Жертв заржают программой-вымогателем Black Basta.

Представители корпорации из Редмонда заявили, что к данным атакам причастна финансово мотивированная группа Storm-1811, которая развернула свою кампанию еще в середине апреля.

Quick Assist — приложение, установленное по умолчанию в Windows 11, которое позволяет предоставить доступ к своему компьютеру на Windows или macOS другим пользователям через удаленное подключение. Злоумышленники могут выдавать себя за сотрудников техподдержки и обманным путем заставить людей предоставить им полный доступ к целевому устройству. 

В среду компания Microsoft опубликовала сообщение, в котором говорится, что ведется расследование использования приложения в преступных целях. Windows-гигант работает над тем, чтобы не потерять доверие пользователей к сотрудникам службы поддержки Quick Assist. Пока сложно сказать, сколько клиентов пострадало. Чтобы снизить риск мошеннических действий, Microsoft задумывается о включении предупреждающих сообщений в приложении.

Компания напомнила пользователям о возможности блокировки или удаления Quick Assist, а также других инструментов удаленного управления с устройства, если они ими не пользуются.

Клиенты, которые хотят исключить эксплуатацию приложения, могут использовать индикаторы компрометации и запросы для самостоятельного поиска зловредной активности в своих сетях. Например, подозрительное поведение curl, вредоносное использование прокси или инструмента туннелирования.

Специалисты поделились, как проходят атаки. С помощью голосового фишинга преступники Storm-1811 выдают себя за службу техподдержки приложения и убеждают пользователя предоставить доступ к устройству через Quick Assist. Злоумышленники используют разные схемы давления, например, забрасывают  жертву спамом, а потом предлагают помощь в устранении проблемы.

Пользователь предоставляет доступ к своему устройству благодаря ключевой команде и коду безопасности, которым делится преступник. Поделившись экраном и одобрив запрос управления компьютером, жертва помогает мошеннику получить полный контроль.

Далее злоумышленники доставляют вредоносную полезную нагрузку и программу для удаленного мониторинга и управления (RMM).

Постоянный доступ к взломанному устройству дает возможность преступникам перемещаться латерально по сети жертвы. Затем Storm-1811 использует PsExec для развертывания программы-вымогателя Black Basta.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru