DNS-туннелирование как новый способ сканирования сети и отслеживания жертв

DNS-туннелирование как новый способ сканирования сети и отслеживания жертв

DNS-туннелирование как новый способ сканирования сети и отслеживания жертв

Хакеры начали использовать туннелирование системы доменных имен (DNS) для сканирования сетей на предмет потенциальных уязвимостей, а также для того, чтобы отслеживать, когда их жертвы открывают фишинговые письма и переходят по вредоносным ссылкам.

DNS-туннелирование превращает систему доменных имён (DNS) в оружие злоумышленников, кодируя данные или команды, которые отправляются и извлекаются через DNS-запросы. С его помощью хакеры могут скрытно взаимодействовать с компьютером жертвы, внедряя управляющие команды и данные в протокол DNS.

Существует несколько способов кодирования данных, например, с помощью набора символов Base16 или Base64, а также используя алгоритмы текстового кодирования, чтобы оставить возможность вернуть их при запросе записей DNS, таких как TXT, MX, CNAME и Address. В этом случае простые утилиты обнаружения угроз, осуществляющие поиск по открытому тексту, не смогут заметить такую кодировку.

Зачастую DNS-туннелирование используется злоумышленниками для обхода сетевых брандмауэров и фильтров, применяя эту технику для операций командования и контроля (C2) и виртуальных частных сетей (VPN)

Легитимные приложения DNS-туннелирования тоже существуют. Они могут применяться для обхода цензуры.

Фильтрация и внедрение данных с помощью туннелирования DNS

Источник: Unit 42

 

Дополнительное использование DNS-туннелирования во вредоносных кампаниях, связанных со сканированием сети и отслеживанием жертв, обнаружила исследовательская группа по безопасности Unit 42 компании Palo Alto Networks.

Первая обнаруженная кампания под названием «TrkCdn» направлена на отслеживание взаимодействия жертв с содержимым фишинговых писем.

В письмо добавлен контент, который при открытии выполняет DNS-запрос к контролируемым злоумышленниками поддоменам, FQDN которых содержит закодированный контент.

Например, 4e09ef9806fb9af448a5efcd60395815.trk.simitor[.]com. с 4e09ef9806fb9af448a5efcd60395815, являющимся хешем md5 для unit42@не-реального-домена[.]com., который преобразуется в CNAME для основного авторитетного сервера имен.

Специалисты поясняют, что даже если 

FQDN предназначены для разных целей, все они перенаправляются на один и тот же IP-адрес, используемый cdn.simitor[.]com.

Затем этот авторитетный сервер имен возвращает результат DNS, приводящий к серверу, находящемуся под контролем злоумышленника. Сервер хакера доставляет угодный злоумышленнику контент, например, рекламу, спам или фишинговый материал.

С помощью данного подхода хакеры могут оценить свои стратегии, доработать их и подтвердить доставку вредоносной полезной нагрузки своим жертвам.

Жизненный цикл доменов, используемых в операциях с TrkCdn

Источник: Unit 42

 

Специалисты Unit 42 в своем отчете также рассказали о похожей кампании, использующей DNS-туннелирование для отслеживания доставки спама, которая получила название «SpamTracker».

Исследователи обнаружили вторую кампанию «SecShow». Она использует DNS-туннелирование для сканирования сетевых инфраструктур.

Для того чтобы составить схему сети и обнаружить потенциальные уязвимости конфигурации, хакеры вставляют IP-адреса и временные метки в DNS-запросы. Злоумышленники используют бреши для проникновения, кражи данных или отказа в обслуживании.

DNS-запросы, используемые в этой кампании, периодически повторялись, чтобы обеспечить сбор данных в реальном времени и обнаружить изменения состояния.

Злоумышленники выбирают DNS-туннелирование вместо более традиционных методов из-за возможности обойти средства защиты, избежать обнаружения и сохранить универсальность операций.

Исследователи Unit 42 порекомендовали организациям внедрить средства мониторинга и анализа DNS. Это поможет отслеживать и анализировать журналы на предмет необычных моделей трафика и аномалий, например, нетипичные или большие объемы запросов.

К тому же, ограничив количество DNS-резольверов в сети, они будут обрабатывать только необходимые запросы, а это снизит вероятность злоупотребления DNS-туннелированием.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru