DNS-туннелирование как новый способ сканирования сети и отслеживания жертв

DNS-туннелирование как новый способ сканирования сети и отслеживания жертв

DNS-туннелирование как новый способ сканирования сети и отслеживания жертв

Хакеры начали использовать туннелирование системы доменных имен (DNS) для сканирования сетей на предмет потенциальных уязвимостей, а также для того, чтобы отслеживать, когда их жертвы открывают фишинговые письма и переходят по вредоносным ссылкам.

DNS-туннелирование превращает систему доменных имён (DNS) в оружие злоумышленников, кодируя данные или команды, которые отправляются и извлекаются через DNS-запросы. С его помощью хакеры могут скрытно взаимодействовать с компьютером жертвы, внедряя управляющие команды и данные в протокол DNS.

Существует несколько способов кодирования данных, например, с помощью набора символов Base16 или Base64, а также используя алгоритмы текстового кодирования, чтобы оставить возможность вернуть их при запросе записей DNS, таких как TXT, MX, CNAME и Address. В этом случае простые утилиты обнаружения угроз, осуществляющие поиск по открытому тексту, не смогут заметить такую кодировку.

Зачастую DNS-туннелирование используется злоумышленниками для обхода сетевых брандмауэров и фильтров, применяя эту технику для операций командования и контроля (C2) и виртуальных частных сетей (VPN)

Легитимные приложения DNS-туннелирования тоже существуют. Они могут применяться для обхода цензуры.

Фильтрация и внедрение данных с помощью туннелирования DNS

Источник: Unit 42

 

Дополнительное использование DNS-туннелирования во вредоносных кампаниях, связанных со сканированием сети и отслеживанием жертв, обнаружила исследовательская группа по безопасности Unit 42 компании Palo Alto Networks.

Первая обнаруженная кампания под названием «TrkCdn» направлена на отслеживание взаимодействия жертв с содержимым фишинговых писем.

В письмо добавлен контент, который при открытии выполняет DNS-запрос к контролируемым злоумышленниками поддоменам, FQDN которых содержит закодированный контент.

Например, 4e09ef9806fb9af448a5efcd60395815.trk.simitor[.]com. с 4e09ef9806fb9af448a5efcd60395815, являющимся хешем md5 для unit42@не-реального-домена[.]com., который преобразуется в CNAME для основного авторитетного сервера имен.

Специалисты поясняют, что даже если 

FQDN предназначены для разных целей, все они перенаправляются на один и тот же IP-адрес, используемый cdn.simitor[.]com.

Затем этот авторитетный сервер имен возвращает результат DNS, приводящий к серверу, находящемуся под контролем злоумышленника. Сервер хакера доставляет угодный злоумышленнику контент, например, рекламу, спам или фишинговый материал.

С помощью данного подхода хакеры могут оценить свои стратегии, доработать их и подтвердить доставку вредоносной полезной нагрузки своим жертвам.

Жизненный цикл доменов, используемых в операциях с TrkCdn

Источник: Unit 42

 

Специалисты Unit 42 в своем отчете также рассказали о похожей кампании, использующей DNS-туннелирование для отслеживания доставки спама, которая получила название «SpamTracker».

Исследователи обнаружили вторую кампанию «SecShow». Она использует DNS-туннелирование для сканирования сетевых инфраструктур.

Для того чтобы составить схему сети и обнаружить потенциальные уязвимости конфигурации, хакеры вставляют IP-адреса и временные метки в DNS-запросы. Злоумышленники используют бреши для проникновения, кражи данных или отказа в обслуживании.

DNS-запросы, используемые в этой кампании, периодически повторялись, чтобы обеспечить сбор данных в реальном времени и обнаружить изменения состояния.

Злоумышленники выбирают DNS-туннелирование вместо более традиционных методов из-за возможности обойти средства защиты, избежать обнаружения и сохранить универсальность операций.

Исследователи Unit 42 порекомендовали организациям внедрить средства мониторинга и анализа DNS. Это поможет отслеживать и анализировать журналы на предмет необычных моделей трафика и аномалий, например, нетипичные или большие объемы запросов.

К тому же, ограничив количество DNS-резольверов в сети, они будут обрабатывать только необходимые запросы, а это снизит вероятность злоупотребления DNS-туннелированием.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

До 70% оптоволоконных линий запад–восток в России подходят к износу

До 70% оптоволоконных кабелей на ключевом российском направлении запад – восток исчерпают свой ресурс уже в текущем году. При этом загрузка магистральной линии Москва – Улан-Удэ достигает 60–70%, что находится на грани комфортной эксплуатации волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), поскольку часть пропускной способности должна оставаться в резерве.

«Ведомости» привели оценку, озвученную директором по продажам инфраструктурной телеком-компании «Атлас» Павлом Колочкиным на Пиринговом форуме. Он сослался на данные аналитиков J’son & Partners Consulting.

По подсчётам J’son & Partners Consulting, до 2030 года в России необходимо заменить более 400 тыс. км оптоволоконных кабелей, срок эксплуатации которых близок к предельному. Общая протяжённость ВОЛС крупных операторов оценивается в 700 тыс. км. Однако, как отметил исполнительный директор консалтинговой компании, модернизация затронет и ведомственные сети — их владельцами являются железнодорожные, нефтегазовые и энергетические компании.

Эксперты, опрошенные изданием, напомнили, что массовое строительство ВОЛС в России пришлось на 2000-е годы, когда федеральные операторы активно расширяли каналы связи из-за растущего спроса на широкополосный доступ в интернет.

Но по мере старения кабели начинают быстрее затухать, чаще повреждаться, что увеличивает расходы на обслуживание. Дополнительную сложность создаёт и то, что старые линии не поддерживают современные технологии, усугубляя проблему перегрузки каналов.

При этом замена кабеля — крайне дорогое мероприятие. По оценке генерального директора ComNews Леонида Коника, прокладка 1 км оптоволокна стоит около 1 млн рублей, а пересечение водных преград увеличивает стоимость многократно. В итоге обновление ВОЛС может обойтись операторам в сотни миллиардов рублей.

Тем временем, по словам генерального директора компании «Оптиковолоконные системы» Андрея Николаева, единственного производителя оптоволокна в России, внутреннее потребление оптоволокна снижается. В 2024 году оно упало на 20%, до 4,5 млн км. Загрузка отечественных кабельных заводов не превышает 40%.

Как отмечает директор по развитию и эксплуатации услуг связи «Телеком биржи» Анастасия Биджелова, одним из выходов может стать внедрение современных систем уплотнения сигнала DWDM. Такое оборудование позволяет существенно повысить пропускную способность сети без замены кабеля. Как уточнили в пресс-службе оператора, такой подход применяется, например, в МТС.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru