Потеря деловой репутации

Потеря деловой репутации - снижение доверия к компании или физическому лицу в результате утечек информации и вредоносной деятельности киберпреступников. Информация способна вознести человека на вершину политической и общественной жизни, сделать кумиром, и она же легко сбросит его вниз, растопчет и уничтожит репутацию, сделает объектом нападок и насмешек, жестокой травли, доводящей до самоубийства.

Привести к потере деловой репутации может стать информация, связанная с текущей деятельностью человека, так давние прегрешения. Иногда порочащие сообщения правдивы, а порой целиком и полностью ложны. И даже маленький, запущенный с целью слегка запятнать человека слух может вырасти в грандиозный скандал. Негативные новости об известных персонах пользуются даже большим успехом, чем хорошие.

Потеря деловой репутации

Репутационную атаку можно разделить на две стадии. На первой вбрасывается компрометирующая информация, доводится до целевой аудитории. На второй недруги, проплаченные авторы и просто любители покопаться в чужой грязи выдают массу статей, обсуждений, комментариев, рисуют коллажи и карикатуры, упражняются в остроумных прозвищах.

Большинству нет времени разбираться во всех перипетиях жизни человека, они охотно принимают яркое, характерное прозвище, совершенно не заботясь о том, насколько оно соответствует действительности. Поэтому исправить репутацию невероятно трудно, а порой и вообще невозможно.

Классификация причин потери деловой репутации

Причиной потери репутации может стать любая компрометирующая информация, однако большинство негативных новостей принадлежат к одной из нескольких больших категорий.

  • Финансовые мошенничества и злоупотребления. Колоссальная роль денег в обществе побуждает компании зарабатывать их любыми, в том числе и не совсем законными методами. К числу наиболее распространенных, применимых практически к любой компании обвинений относятся уклонение от уплаты налогов, дача или получение взятки, тогда как изощренные схемы мошенничества связаны преимущественно с бизнесменами и финансистами.
  • Обвинения во лжи, клевете, лицемерии. Если человек утверждает, что никогда не лгал – он только что солгал еще раз. Каждому из нас время от времени приходится говорить неправду. Иногда это вынужденная мера, порой это ложь во благо, впрочем, случаев обмана с неблаговидными целями тоже в избытке. И любой такой случай, ставший достоянием общества, серьезно подрывает репутацию человека – как доверять тому, кто лжет? И даже единичный, но часто упоминаемый факт обмана может создать репутацию закоренелого лжеца.
  • Неосторожные, провокационные высказывания. Чтобы стать врагом большой группы людей, а то и всего общества, не обязательно совершать теракты, убивать множество народу и подрывать государственные устои – достаточно пары неосторожных слов. Одно негативное высказывание в адрес чернокожих или евреев – и человека навсегда заклеймят как расиста и антисемита, одна фраза в пользу сексуальной свободы – и гарантирована репутация аморального развратника. Человек может совершенно не разделять приписываемых ему взглядов, а реплика была брошена в пылу спора, в ответ на куда более серьезные оскорбления, но это уже никого не интересует. Ярлык навешен, репутация безнадежно испорчена.
  • Личная жизнь сотрудников. Семейная и сексуальная жизнь является неизменным объектом интереса публики. Тайные и явные партнеры, внутрисемейные дрязги, случайные связи давно стали основным материалом большинства светских хроник. А уж если у человека обнаружились какие-то нестандартные сексуальные предпочтения – его с упоением будут топтать все, кто считает себя носителем хоть какой-то морали. И даже безупречное поведение не защитить от грязных обвинений – достаточно лишь раз появится в обществе какого-то человека, и недоброжелатели насочиняют историй в меру своей испорченности.
  • Низкокачественная продукция. Эта категория репутационных потерь относится к коммерческим фирмам. Иногда подобные слухи оправданы, порой нет. Стремясь победить конкурентов, компания напряженно работает над снижением издержек и себестоимости, предлагает более дешевый товар – и соперники запускают слухи, что дешевизна обусловлена более низким качеством.
  • Пренебрежение экологией. Наиболее опасно опять же для коммерческих компаний. Очень многие потребители весьма трепетно относятся к экологическим вопросам, а природоохранные организации пользуются огромным, в том числе и политическим влиянием. Поэтому обвинения в нарушении экологических норм способны вызвать отток клиентов, многочисленные проверки с наложением внушительных штрафов, принятие новых законодательных и регулирующих актов, усложняющих и удорожающих профильную деятельность компании.

Цели репутационных атак

Объектом обоснованных либо вымышленных обвинений может стать любая сколько-нибудь известная персона или организация.

  • Политические и общественные деятели. Наиболее подвержены репутационным атакам, поскольку успех деятельности напрямую зависит от поддержки общества. В ход идут все возможные типы обвинений, даже не связанные с основной деятельностью, главное – создать в массах образ нечистоплотного человека, тогда о политической карьере можно забыть.
  • Бизнесмены. Потеря деловой репутации очень болезненна для бизнеса. Наиболее часто обвиняются в уклонении от уплаты налогов, финансовых махинациях и аферах, чтобы оттолкнуть клиентов либо деловых партнеров. Значительную опасность представляют и обвинения в антисемитизме, расизме и т.п., способные как оттолкнуть большие группы потенциальных клиентов, так и породить многомиллионные иски. Гораздо меньшим интересом пользуется личная жизнь, все же бизнесменов оценивают в первую очередь по деловым качествам.
  • Звезды шоу-бизнеса, спортсмены. Здесь, наоборот, личная жизнь выходит на первый план. Звездные пары, звездные браки, звездные измены и разводы, интимные, особенно не предназначенные для публичного доступа фото составляют львиную долю гламурного контента. Провокационные высказывания способны как оттолкнуть часть публики, так и привлечь тех, кто тайно или явно придерживается аналогичных взглядов. Случаи вранья и неуплаты налогов редко отталкивают поклонников, они легко поверят любым оправданиям кумира, а если надо, сами их придумывают.
  • Журналисты и другие представители СМИ. Для этой категории самое страшное обвинение – клевета, постановочные и откровенно фейковые материалы. Если журналист хотя бы раз солгал, ему вообще нельзя верить. При этом нередко данный тезис распространяется на все СМИ, в котором он работает.
  • Коммерческие и некоммерческие организации. У всякой фирмы есть конкуренты, у каждой организации – идеологические противники. И малейший намек на обман клиентов, лицемерие и отход от декларируемых принципов, нарушение законов и общественных норм хотя бы одним сотрудником соперники с готовностью используют для дискредитации всей организации.

Источники репутационных потерь

Хотя потеря деловой репутации возможна и по причине выдуманных историй, гораздо чаще причиной скандалов служит собственное поведение человека. Тот, кто готов использовать сомнительные схемы ради минимизации налогов, регулярно лжет и позволяет себе хамские, оскорбительные высказывания, помимо законной жены имеет любовницу, должен понимать, что в информационном мире все это может легко стать достоянием широких масс.

Если раньше съемки проводились в специальных студиях, либо с помощью хитрых шпионские схем и скрытой техники, то сейчас обилие камер наблюдения, автомобильных регистраторов, фото- и видеосъемка на мобильники позволяет автоматически фиксировать большинство шагов человека. Поэтому даже когда рядом оператора с камерой, следует учитывать возможность попасть в объектив постоянного, нацеленного в общем случае не на вас наблюдения, либо случайного фотографа.

Еще один важный источник утечек – электронная почта и другие каналы связи. Почтовый аккаунт можно взломать, любые переговоры подслушать. Так что пользоваться любой связью надо с учетом возможности перехвата сообщений, а при передаче особо важной информации  принимать дополнительные меры защиты.

Анализ риска потери деловой репутации

Риск репутационной атаки напрямую зависит от медийности персоны, самого факта компрометирующего поведения, наличия конкурентов и врагов, а также близости значимых событий. Компромат на политиков выбрасывается во время предвыборной гонки, для бизнесменов и компаний очень важен выход на IPO, переговоры о крупных, особенно государственных контрактах, а интерес к жизни спортсменов растет в преддверии крупных соревнований.

Вообще любых общественно порицаемых, а тем более незаконных действий в идеале следует избегать, если же это невозможно, то действовать максимально осторожно. Помните – в информационном мире почти каждый шаг человека фиксируется, даже когда он об этом не подозревает.

Особое внимание стоит уделить публичным встречам и мероприятиям, помимо желающих пообщаться и задать вопросы там могут быть и провокаторы. В пылу острой дискуссию легко ляпнуть что-то резкое, оскорбительное не только для провокатора, но и обширной группы других людей, а враги представят пару сказанных сгоряча слов как жизненную позицию.

Конфиденциальная, а тем более компрометирующая информация должна храниться и передаваться только в зашифрованном виде и по надежным каналам связи. Общедоступные почтовые сервера, Skype, ICQ и другие мессенджеры таковыми не являются.

Стоит проанализировать и прошлое, какие эпизоды из него могут использоваться против. В зависимости от наличия доказательств нужно разработать тактику защиты, отрицание либо подготовка убедительного оправдания.

Наконец, при наличии возможностей стоит задуматься и о контратаке на ресурсы, распространяющие компромат. Самый эффективный вариант здесь – ставить под сомнение объективность. Если в прошлом данная газета или сайт уличались в клевете и публикации заказных материалов, то, акцентируя на этом внимание, степень доверия к ним можно значительно снизить.

А наилучшим вариантом будет выигранный суд о защите чести и достоинства.