В России готовят систему для учёта IP-адресов и защиты от кибермошенников

В России готовят систему для учёта IP-адресов и защиты от кибермошенников

В России готовят систему для учёта IP-адресов и защиты от кибермошенников

Во втором пакете мер по борьбе с кибермошенничеством появилось новое предложение — создать государственную систему, которая будет учитывать, какой стране принадлежат IP-адреса. Операторы связи должны будут передавать туда данные о местоположении сетевых адресов.

Идея в том, чтобы использовать эти сведения не только для статистики, но и для защиты: например, ограничивать доступ к виртуальным АТС (ВАТС) с зарубежных IP, которые часто используют мошенники.

По словам Юрия Силаева, заведующего лабораторией доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА, такая база может стать полезным инструментом для кибербезопасности.

Она позволит фильтровать трафик на национальном уровне и блокировать подключения с территорий, откуда регулярно идут DDoS-атаки или кибератаки на критическую инфраструктуру.

«Это повысит устойчивость КИИ к внешним воздействиям и поможет бороться с фишингом и мошенничеством, ведь большинство подобных ресурсов размещаются за рубежом», — поясняет эксперт.

Функции по сбору и хранению данных, согласно проекту закона, будут возложены на Роскомнадзор, а оператором системы станет Радиочастотная служба.

Директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьёв отмечает, что сейчас зарубежные геосервисы часто ошибаются — например, по Крыму и новым регионам России они до сих пор показывают украинскую принадлежность. Из-за этого могут неправильно блокироваться российские пользователи в рамках борьбы с зарубежными атаками.

Собственная база позволит точнее контролировать сетевые потоки и быстрее выявлять инциденты — от утечек данных до попыток взлома.

Однако Силаев, которого цитирует «RG.RU», предупреждает: у такой системы есть и риски. Централизованное хранение информации создаёт единую точку отказа.

Если база будет взломана, злоумышленники получат карту всей сетевой инфраструктуры страны. Кроме того, совокупность IP-адресов с другими данными может позволить деанонимизировать пользователей. Ошибки в системе тоже могут обернуться массовыми блокировками легитимных сайтов.

Коммерческий директор компании «Код Безопасности» Фёдор Дбар считает, что подобная система усилит защиту от кибератак, ведь принадлежность IP к стране — один из факторов анализа при обнаружении аномалий в трафике.

«Это не революция, но важный шаг для повышения эффективности защиты», — говорит он.

По мнению эксперта, риски минимальны, потому что эти данные и так общедоступны, просто сейчас нет единого государственного реестра с проверенной информацией.

Подобные решения существуют и за рубежом. Например, в Китае действует знаменитый «Великий китайский файрвол», который фильтрует трафик с учётом геолокации. В США и Европе таких централизованных систем нет, но работают коммерческие и национальные сервисы, помогающие блокировать вредоносный трафик.

Разница, как отмечает Силаев, в подходах: на Западе подобные технологии в первую очередь направлены на защиту от кибератак, а не на контроль информационных потоков.

Напомним, ранее мы предупреждали об угрозе, которую для «белых» хакеров несут меры по защите от мошенников. Компании, работающие в сфере кибербезопасности, считают это прямым ограничением для исследователей, занимающихся поиском уязвимостей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Баг в ПО привел к крупнейшему отзыву самолетов в истории авиации

Airbus объявил об отзыве около 6500 самолетов A320 из-за возможных сбоев в работе системы управления ELAC, возникающих при мощных солнечных вспышках. Поводом стала резкая потеря высоты во время рейса из мексиканского Канкуна в Ньюарк — лайнер совершил вынужденную посадку, и 15 пассажиров получили травмы.

Как сообщило агентство Reuters, решение об отзыве принято на основе расследования инцидента с самолетом A320 авиакомпании JetBlue.

Следствие установило, что причиной происшествия стало некорректное реагирование подсистемы ELAC на сильные солнечные вспышки. В результате система неверно интерпретировала движения штурвала. Производитель рекомендовал откатить обновление ПО L104 до предыдущей версии или заменить вычислительный модуль.

Под отзыв попали свыше 6000 самолетов A320. Авиакомпаниям Lufthansa, IndiGo, easyJet, JetBlue, American Airlines, Air France пришлось вывести из эксплуатации значительную часть парка, что вызвало массовые задержки и отмены рейсов в выходные. Только Air France в субботу отменила 35 рейсов.

В то же время IndiGo, easyJet, JetBlue и American Airlines самостоятельно произвели откат проблемного обновления — работа заняла всего несколько часов, что позволило избежать перебоев в расписании. Замена вычислительного модуля требуется только для наиболее старых самолетов.

«Предварительный анализ выпущенной директивы показал, что она не касается самолетов семейства Airbus A320, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями», — заявил официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.

По данным источника РБК в отрасли, «иммунитет» российских A320 связан с тем, что их программное обеспечение из-за санкций не обновлялось с 2022 года. Проблемное обновление L104 вышло только в 2024-м.

Ранее серьезные проблемы были выявлены и в бортовом ПО самолетов Boeing 737 Max. Они привели к запрету полетов и масштабным последствиям для производителя.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru