Банки могут ограничить операции по счетам подростков 100 тыс. руб. в месяц

Банки могут ограничить операции по счетам подростков 100 тыс. руб. в месяц

Банки могут ограничить операции по счетам подростков 100 тыс. руб. в месяц

Банк России выпустил методичку по обслуживанию несовершеннолетних физлиц. Приведенные в документе рекомендации призваны сократить число случаев вовлечения таких клиентов в преступные финансовые схемы.

В стране растет активность мошенников, вербующих подростков в качестве помощников по отъему денег у граждан и отмыванию нетрудовых доходов. Регулятор призывает кредитные организации повысить внимание к операциям по счетам физлиц в возрасте от 14 до 18 лет.

При открытии счета несовершеннолетнему клиенту банкам рекомендуется проинформировать его о рисках и последствиях соучастия в преступлениях, а также о способах противодействия вербовке.

Условия таких договоров, в том числе действующих, следует пересмотреть и внести пункт об уведомлении родителей о выдаче их чаду банковской карты, а в дальнейшем — о совершаемых по ней операциях.

Банкам также советуют заранее узнать, с кем подросток собирается обменивать переводами и с каким представителем его интересов можно будет связаться при движении крупных сумм на счету.

Во внутренней документации банков по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма рекомендуется определить признаки вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Кроме того, ЦБ настоятельно советует прописать в договорах с подростками лимит на операции по зачислению средств на счет сторонними лицами, а также на операции по внесению / снятию наличных — суммарно не более 100 тыс. руб. в месяц.

Если при обслуживании таких клиентов возникнет подозрение, что инициатор сделки — посторонний человек, либо подросток действует под чьим-то руководством, банк вправе отказать в проведении платежа.

Напомним, в России с лета действует запрет на заключение договоров банковского счета с лицами в возрасте от 14 до 18 лет без письменного согласия их родителей или других законных представителей. Исключение составляют случаи, когда подросток по достижении 16 лет работает по трудовому договору либо занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей / усыновителей / попечителя.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru