Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

19-летнего британца обвинили в атаках Scattered Spider на суды США

Минюст США раскрыл обвинения против 19-летнего жителя Восточного Лондона Талхи Джубайра. По версии следствия, он причастен как минимум к 120 кибератакам, в том числе на систему судов США. Общий ущерб оценивается более чем в $115 млн.

Джубайра арестовали 17 сентября в его доме, сообщило Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA).

В тот же день в Лондоне перед судом предстал и его предполагаемый сообщник — 18-летний Оуэн Флауэрс. Их обвиняют в атаке на ИТ-систему Transport for London в 2024 году, после которой транспортное ведомство несколько месяцев восстанавливало работу.

По данным NCA, за атакой стояла группировка Scattered Spider — англоязычная команда молодых хакеров, известная агрессивными методами социальной инженерии и связями с криминальным сообществом «the Com».

Что известно о действиях Джубайра:

  • В июле 2024 года ФБР изъяло серверы, которые, как утверждается, он контролировал. Там нашли следы взлома более 120 компаний, включая 47 в США.
  • Среди жертв был объект критической инфраструктуры в Нью-Джерси, а также сама система судов США.
  • В январе 2025 года хакеры через техподдержку получили доступ к трем аккаунтам, включая учетку федерального судьи. С их помощью искали данные о Scattered Spider и даже отправили фальшивый запрос в финкомпанию, чтобы выманить пользовательские данные.
  • На сервере обнаружили криптокошелёк примерно с $36 млн, из которых $8,4 млн удалось вывести уже в момент изъятия.

Сейчас оба подростка находятся под арестом, их ждёт новое судебное заседание. Будет ли США добиваться экстрадиции Джубайра, пока неизвестно.

Ранее мы писали, что в США вынесли приговор одному из ключевых участников кибергруппы Scattered Spider — 25-летнему Ноа Майклу Урбану. Суд назначил ему 10 лет лишения свободы и обязал выплатить $13 млн компенсации жертвам.

А в апреле суд Флориды заслушал заявление Ноя Урбана (Noah Michael Urban) о признании вины в рамках двух уголовных дел о коллективной краже криптовалюты через фишинг (второе с тем же фигурантом рассматривают в Калифорнии).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru