Новый порядок учета КИИ обойдётся операторам в 6 млрд рублей за 6 лет

Новый порядок учета КИИ обойдётся операторам в 6 млрд рублей за 6 лет

Новый порядок учета КИИ обойдётся операторам в 6 млрд рублей за 6 лет

Новый порядок отнесения объектов связи к критической информационной инфраструктуре (КИИ) потребует от операторов значительных затрат. В целом расходы отрасли на ближайшие шесть лет оцениваются в 6 млрд рублей.

Минцифры подготовило проект постановления правительства «Об утверждении отраслевых особенностей категорирования объектов критической информационной инфраструктуры в сфере связи». Документ находится на стадии согласования и должен вступить в силу с 1 сентября.

Как отмечает «Коммерсантъ», на сегодняшний день порядок категорирования объектов КИИ для связи не регламентирован. Операторы ориентируются лишь на общие положения, в соответствии с которыми самостоятельно формируют перечень таких объектов.

Согласно проекту, выявлением объектов КИИ будут заниматься специальные комиссии, формируемые внутри компаний. При этом у операторов сохраняется право не выявлять объекты КИИ вовсе.

Операторы будут обязаны передавать в ФСТЭК сведения о программном обеспечении, программно-аппаратных комплексах и средствах защиты, относящихся к КИИ. Впоследствии эти объекты подлежат категорированию — в зависимости от масштаба возможного ущерба при инцидентах.

Минцифры оценивает совокупные затраты операторов на выполнение требований проекта в 6 млрд рублей за шесть лет. По оценке опрошенных экспертов, ежегодные расходы одного оператора могут составлять сотни миллионов рублей.

Мнения операторов разделились. В пресс-службе «МегаФона» сообщили, что проект не вносит принципиальных изменений, а компания уже реализует предусмотренные меры.

В Т2, напротив, считают, что документ радикально меняет алгоритм выявления объектов КИИ. Кроме того, в компании напомнили, что перечень таких объектов может быть расширен, что усложнит соблюдение всех требований и приведёт к дополнительным расходам.

По словам источников издания, бизнес стремится сводить определение объектов КИИ к минимуму, чтобы избежать дополнительной регуляторной нагрузки и обязательств, включая ускоренное импортозамещение.

«Проблема в том, что законодательные формулировки достаточно размыты, и не всегда ясно, следует ли относить ту или иную систему к КИИ», — отметил управляющий директор по работе с госорганами Positive Technologies Игорь Алексеев.

В Минцифры не считают, что операторы будут злоупотреблять правом не признавать объекты КИИ. Расходы на реализацию требований в ведомстве оценивают как умеренные.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru