Сенаторы предложили меры по дальнейшей легализации белых хакеров

Сенаторы предложили меры по дальнейшей легализации белых хакеров

Сенаторы предложили меры по дальнейшей легализации белых хакеров

В Совете Федерации предложили полностью узаконить «инициативную» форму сотрудничества исследователей с владельцами информационных систем. Эта модель позволит специалистам выявлять уязвимости и уведомлять о них без риска юридического преследования.

Перечень предложений по легализации деятельности «белых хакеров» содержится в письме первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артема Шейкина заместителю министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Ивану Лебедеву.

Документ, датированный 25 марта, оказался в распоряжении «Коммерсанта».

В частности, он предлагает обязать операторов и владельцев информационных систем, включая объекты критической информационной инфраструктуры, размещать специальную форму для сообщений об обнаруженных уязвимостях. Для идентификации исследователей сенатор предлагает использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Кроме того, предлагается официально признать возможность «инициативной деятельности» по выявлению уязвимостей с последующей передачей информации правообладателям. Такая форма взаимодействия должна быть закреплена наряду с двусторонними и трехсторонними моделями сотрудничества (например, через платформы bug bounty, где заказчик привлекает исследователей).

В Госдуме уже находится на рассмотрении законопроект о легализации деятельности «белых хакеров». В октябре 2024 года он прошёл первое чтение, но с тех пор не обсуждался.

В Минцифры сообщили, что изучают предложенные инициативы. Ведомство выразило заинтересованность в правовом регулировании деятельности исследователей, чтобы обеспечить оценку защищённости систем и минимизировать потенциальные риски.

Тем не менее многие вопросы пока остаются неурегулированными.

«Информация об ошибке есть, договора нет: нужно сообщить об угрозе, но реакция получателя может быть самой разной — вплоть до уголовного преследования исследователя», — приводит пример независимый эксперт по кибербезопасности Андрей Брызгин.

Создание реестра специалистов вызвало неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Руководитель департамента аудита и консалтинга F6 Евгений Янов считает, что это повысит порог входа в профессию и сделает её менее привлекательной. Основатель BugBounty.ru Лука Сафонов полагает, что специалисты из такого реестра рискуют попасть в санкционные списки. В то же время директор по развитию сервисов кибербезопасности компании «Бастион» Алексей Гришин уверен, что реестр поможет формировать условия для работы специалистов и оценивать их возможности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru