FireScam атакует смартфоны на Android, маскируясь под Telegram Premium

FireScam атакует смартфоны на Android, маскируясь под Telegram Premium

FireScam атакует смартфоны на Android, маскируясь под Telegram Premium

Инфостилер FireScam, заточенный под атаки на Android-смартфоны, теперь прикидывается премиальной версией мессенджера Telegram. Задача операторов вредоноса — вытащить данные пользователя и получить удалённый доступ к мобильному устройству.

Интересно, что для распространения FireScam киберпреступники используют фишинговый сайт на платформе GitHub.io, который очень похож на магазин приложений RuStore.

«Троян маскируется под приложение “Telegram Premium“ и представляет по своей сути сложную киберугрозу. Вектор распространения — веб-ресурс, замаскированный под российский магазин приложений», — описывают компанию исследователи из Cyfirma.

Упомянутый фишинговый сайт — rustore-apk.github[.]io — пытается сбросить на смартфон жертвы APK-файл «GetAppsRu.apk». После установки дроппер выступает в качестве основного доставщика главного пейлоада.

Последний при этом отвечает за перехват конфиденциальных данных, среди которых есть, например, содержимое уведомлений, текстовых сообщений и другая информация из приложений. Все собранные сведения отправляются на ендпоинт Firebase Realtime Database.

Вредоносный загрузчик запрашивает ряд достаточно подозрительных разрешений на устройстве: возможность записи на стороннее хранилище, а также установка, удаление и обновление стороннего софта.

FireScam атакует Android 8 и более современные версии мобильной операционной системы.

«ENFORCE_UPDATE_OWNERSHIP, как известно, ограничивает возможность обновления приложения. С этим флагом лишь владелец софта может провести апдейт. Таким образом, вредонос, объявив себя владельцем, получает возможность контролировать процесс обновления программы», — отмечают специалисты.

 

FireScam применяет обфускацию и другие техники, затрудняющие анализ вредоносной программы. Попав в систему, инфостилер мониторит входящие сообщения, уведомления, транзакции, содержимое буфера обмена и активность пользователя.

Для перехвата учётных данных от Telegram-аккаунта троян через WebView отображает веб-страницу. Кроме того, FireScam может принимать команды от удалённого сервера.

На фишинговом домене эксперты также нашли другой вредоносный образец — CDEK, явно намекающий на маскировку под популярный сервис доставки.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru