Злоумышленники охотятся на ИТ-специалистов

Злоумышленники охотятся на ИТ-специалистов

Злоумышленники охотятся на ИТ-специалистов

Как показало исследование «Актуальные киберугрозы: III квартал 2024 года», которое провела компания Positive Tehnologies, ИТ-специалисты стали самой атакуемой категорией сотрудников.

Злоумышленники используют в своих целях ситуацию на рынке труда. Особенно благодатной для них является положение в тех странах, где сложился дефицит ИТ-специалистов, в том числе и в России.

Наиболее часто злоумышленники применяют схему Contagious Interview («Заразное собеседование»), которую впервые обнаружили эксперты Palo Alto Networks еще в декабре 2022 года. Киберпреступники проводят фиктивное собеседование, вынуждая под тем или иным предлогом загрузить зловред, который маскируется под легитимное ПО (такая тактика получила название тайпсквоттинг).

Так, группировка Lazarus распространяла свои вредоносы под видом приложений видео-конференц-связи, а троян Quasar RAT распространяли через npm-пакеты для разработчиков.

ИТ-специалисты также становятся мишенью вредоносной рекламы. В III квартале киберпреступники распространили таким образом зловреды DeerStealer, Atomic Stealer  и Poseidon Stealer.

В целом для атак на организации чаще всего использовались вредоносные программы для удаленного управления (44%) и шифровальщики (44%). В 79% успешных атак были скомпрометированы компьютеры, серверы и сетевое оборудование. Самыми популярными среди киберпреступников инструментами стали AsyncRAT, XWorm и SparkRAT. Основным способом их распространения стал фишинг, в том числе целевой.

Как отметили в Positive Technologies, социальная инженерия по-прежнему является ключевой угрозой для частных лиц (92%) и применяется в половине атак на организации. Основным каналом для такого рода атак на компании остается электронная почта (88%), для частных лиц — сайты (73%). Следствиями атак на организации стали утечки конфиденциальных данных (52%), а также нарушение основной деятельности организаций (32%).

«Рост числа атак на ИТ-специалистов, помимо финансовой выгоды, можно объяснить желанием перейти к более крупным целям, например к компаниям, в которых они работают. Кроме того, используя ИТ-специалистов в качестве начальной точки атаки, киберпреступники могут вклиниться в цепочку поставок программного обеспечения и нанести непоправимый вред большому количеству организаций. Эксперты по кибербезопасности отмечают, что в 2024 году такие атаки происходили как минимум раз в два дня», — рассказала Валерия Беседина, младший аналитик исследовательской группы Positive Technologies.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru