Песков опроверг использование технологии кибершпионажа VISR против Путина

Песков опроверг использование технологии кибершпионажа VISR против Путина

Песков опроверг использование технологии кибершпионажа VISR против Путина

Журналист Wall Street Journal и официальный репортёр Белого дома Байрон Тау сообщил в своей книге, что Президент России Владимир Путин был одним из объектов слежки с использованием технологии кибершпионажа VISR (ранее носила название Locomotive).

Она пришла на смену устаревшим технологиям, где  кибершпионаж осуществлялся через дублирование пользовательских данных. Данные собирались в том числе через сети телеком-операторов. Об этом сообщило издание Wired.

Разработкой технологии VISR занималась независимая американская компания PlanetRisk. Исследования проводились прежде всего на деньги американских разведывательных служб и правительственных ведомств США. Большие данные по геолокации и перемещениях пользователей смартфонов по всему миру покупались у коммерческих маркетинговых служб. Они собирали их в рекламных целях.

В частности, геолокация перемещений Владимира Путина якобы была получена через контент смартфонов, который загружался по собственному желанию, как полагала команда PlanetRisk, водителями, сотрудниками службы безопасности и другим вспомогательным персоналом. Это позволяло идентифицировать служащих. PlanetRisk предлагала эти данные к продаже разведсообществу и спецслужбам США.

Дмитрий Песков. пресс-секретарь Президента РФ заявил в ответ на запросы журналистов (цитирует РИА Новости):

«Нам неизвестно, что именно таким образом следили, я не знаю, на чем основывается эта информация. <…> Вместе с тем, конечно же, наши спецслужбы делают все необходимое для обеспечения безопасности главы государства. Ну и, конечно, нужно отдавать себе отчёт в том, что любые смартфоны с любой операционной системой абсолютно прозрачны для слежки, наблюдения и так далее. То есть все, кто пользуется смартфонами, должны это отчётливо понимать».

Следует уточнить, что речь в статье Wired шла не о скомпрометированных смартфонах, а о том, что разведслужбы мира могут использовать открытые данные, собранные в рекламных целях. Эти данные доступны бесплатно всем желающим, что ставит под угрозу всех, включая первых лиц государства.

Используемые в настоящее время мобильные и веб-технологии не позволяют отследить утечку подобной информации. Нет также систем для контроля за её распространением. Фактически это – коммерческие данные, приобрести которые могут все желающие.

Сообщается, что уже запущены несколько стартапов в мире, которые ведут разработку продуктов с применением геоданных в подобных целях. В частности, называются израильские стартапы Insanet, Patternz и Rayzone. Это создаёт риск бесконтрольного применения технологий геотаргетинга пользователей.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru