Банки сберегли клиентам 5,8 трлн руб., мошенникам удалось украсть 15,8 млрд

Банки сберегли клиентам 5,8 трлн руб., мошенникам удалось украсть 15,8 млрд

Банки сберегли клиентам 5,8 трлн руб., мошенникам удалось украсть 15,8 млрд

По данным Банка России, в 2023 году кредитно-финансовые организации пресекли 34,8 млн попыток кражи денег со счетов на общую сумму 5,8 трлн рублей. Потери клиентов по вине мошенников составили 15,8 млрд руб. — на 11,5% больше, чем в 2022 году.

В ЦБ полагают, что одной из возможных причин роста объема хищений является изменение характера телефонного мошенничества: злоумышленники стали уделять больше внимания выбору целей и тщательнее готовиться к атакам, изучая открытые источники и результаты утечек.

Больше всего было похищено через операции по банковским картам.

 

При этом обманщики могут украсть не только собственные средства жертв, но также полученные ими в банке кредиты. Чтобы избежать таких потерь, Центробанк собирается ввести дополнительные требования к антифрод-процедурам по выдаче кредитов и займов.

С июля финансовые организации также обяжут на два дня приостанавливать подозрительные транзакции, чтобы клиенты смогли обратить на них внимание и в случае необходимости отозвать. Если счет получателя перевода числится в базе регулятора как мошеннический, а банк не заморозил операцию на положенный срок, он должен будет возместить клиенту потерю.

Доля денежных средств, возращенных клиентам банками, в сравнении с 2022 годом увеличилась на 8,7% — до 1,38 млрд рублей. ЦБ направил операторам связи информацию о 575,7 тыс. телефонных номеров, использованных мошенниками, а также инициировали блокировку 42,8 тыс. сайтов и страниц, созданных обманщиками.

Конституционный суд упростил иски для жертв телефонного мошенничества

Конституционный суд подтвердил право жертв телефонного мошенничества обращаться в суд по месту своего жительства, а не по месту проживания ответчика. Ранее, исходя из положений статей 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды нередко требовали подавать иски о возмещении ущерба именно по месту жительства ответчика.

С жалобой в высшую судебную инстанцию обратилась жительница Ставропольского края, сообщает «Российская газета».

Женщина стала жертвой злоумышленников, которые получили доступ к её онлайн-банку и похитили значительную сумму денег. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако его приостановили из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В ходе расследования при этом удалось установить номер банковской карты дропа. Потерпевшая подала иск к владельцу карты о взыскании неосновательного обогащения, однако суды отклонили обращения «за нарушение принципа подсудности», поскольку ответчик проживал в Московской области. Поездка в другой регион, как указала заявительница, была для неё связана с «болезненными и практически непреодолимыми трудностями».

Судьи Конституционного суда напомнили, что право на судебную защиту предполагает эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия.

«Актуальная социально-криминологическая обстановка и меняющийся характер и динамика преступности дают дополнительные основания для совершенствования гарантий доступности правосудия для потерпевших от преступлений, — приводит издание выдержку из решения Конституционного суда. — При этом учёту подлежат особенности правовой природы отношений собственности как объекта посягательства и такого их предмета, в качестве которого выступают деньги, способные поступать в результате хищения в распоряжение лиц, находящихся в самых разных, в том числе весьма удалённых от места жительства потерпевшего, местах».

В итоге Конституционный суд признал необходимость отступления от принципа территориальной подсудности при подаче исков жертвами мошенников. В суде указали, что следование прежнему подходу смещает баланс в пользу потенциального ответчика, и такой дисбаланс должен быть устранён, в том числе на законодательном уровне.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru