Банки сберегли клиентам 5,8 трлн руб., мошенникам удалось украсть 15,8 млрд

Банки сберегли клиентам 5,8 трлн руб., мошенникам удалось украсть 15,8 млрд

Банки сберегли клиентам 5,8 трлн руб., мошенникам удалось украсть 15,8 млрд

По данным Банка России, в 2023 году кредитно-финансовые организации пресекли 34,8 млн попыток кражи денег со счетов на общую сумму 5,8 трлн рублей. Потери клиентов по вине мошенников составили 15,8 млрд руб. — на 11,5% больше, чем в 2022 году.

В ЦБ полагают, что одной из возможных причин роста объема хищений является изменение характера телефонного мошенничества: злоумышленники стали уделять больше внимания выбору целей и тщательнее готовиться к атакам, изучая открытые источники и результаты утечек.

Больше всего было похищено через операции по банковским картам.

 

При этом обманщики могут украсть не только собственные средства жертв, но также полученные ими в банке кредиты. Чтобы избежать таких потерь, Центробанк собирается ввести дополнительные требования к антифрод-процедурам по выдаче кредитов и займов.

С июля финансовые организации также обяжут на два дня приостанавливать подозрительные транзакции, чтобы клиенты смогли обратить на них внимание и в случае необходимости отозвать. Если счет получателя перевода числится в базе регулятора как мошеннический, а банк не заморозил операцию на положенный срок, он должен будет возместить клиенту потерю.

Доля денежных средств, возращенных клиентам банками, в сравнении с 2022 годом увеличилась на 8,7% — до 1,38 млрд рублей. ЦБ направил операторам связи информацию о 575,7 тыс. телефонных номеров, использованных мошенниками, а также инициировали блокировку 42,8 тыс. сайтов и страниц, созданных обманщиками.

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru