Троян Vidar меняет IP-адреса и начал использовать Tor-релеи

Троян Vidar меняет IP-адреса и начал использовать Tor-релеи

Троян Vidar меняет IP-адреса и начал использовать Tor-релеи

Киберпреступники, стоящие за Vidar, продолжают вносить изменения в бэкенд-инфраструктуру, стремясь сократить свой след в Сети. Меняя хостинг, владельцы инфостилера, по данным Team Cymru, отдают предпочтение провайдерам Молдавии и России.

В начале года исследователи заметили, что операторы криминального сервиса на основе трояна разделили свою инфраструктуру на две части: одну выделили постоянным клиентам, другую оставили для собственных нужд и, возможно, для VIP-персон.

Основным доменом во всех операциях Vidar является my-odin[.]com; он используется и для размещения панелей управления, и для аутентификации аффилиатов, и для расшаривания файлов. До недавнего времени файлы с сайта можно было загружать без авторизации, а теперь, по словам экспертов, пользователя перенаправляют на страницу входа.

Сервер, на котором размещен этот сайт, за три месяца трижды сменился. Вначале домен разрешался в IP 186.2.166[.]15, затем в 5.252.179[.]201, а в конце марта — уже в 5.252.176[.]49.

Примерно в то же время был реализован доступ к my-odin[.]com через VPN. На 5.252.176[.]49 были также зафиксированы исходящие соединения с легитимным сайтом blonk[.]co и хостом, расположенным в России (185.173.93[.]98:443).

К началу мая у головного сайта Vidar появился новый IP-адрес — 185.229.64[.]137, а операторы трояна получили возможность доступа к аккаунтам и репозиториям через Tor-релеи.

 

Коммерческий инфостилер Vidar активен в интернете с 2018 года и предоставляется в пользование как услуга (Malware-as-a-Service, MaaS). Зловред обычно распространяется через спам-рассылки и сайты, рекламирующие пиратский софт. Злоумышленники также могут с этой целью использовать Google Ads или программы-загрузчики вроде Bumblebee.

Каждая десятая компания в России отказывается от создания SOC

Каждая десятая организация в России отказывается от создания центров мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности (Security Operation Center, SOC). Наибольшая доля таких компаний приходится на госсектор — 36%. Основная причина отказа — высокая стоимость развертывания и последующей эксплуатации SOC.

Такую статистику привёл «Ведомостям» и. о. директора и архитектор по информационной безопасности UserGate Дмитрий Овчинников.

В исследовании UserGate приняли участие 318 компаний из разных отраслей и разного масштаба. При этом малый бизнес с годовой выручкой до 800 млн рублей заметно чаще отказывается от создания или аренды SOC — таких компаний 30%. Среди средних и крупных организаций доля отказов значительно ниже и составляет 17%.

К услугам внешних SOC-провайдеров чаще всего готовы обращаться компании, для которых критично сокращение времени реагирования на инциденты. К этой группе относится и часть государственных организаций, рассматривающих внедрение SOC. В то же время 28% опрошенных заявили, что не готовы доверять функции мониторинга и реагирования сторонним подрядчикам.

40% респондентов не планируют внедрять SOC, поскольку не видят в этом необходимости — например, не считают риски информационной безопасности значимыми. Ещё треть компаний уверены, что уже реализованные меры защиты являются достаточными. 17% отказываются от SOC из-за высокой стоимости таких проектов, а 14% — по причине их сложности или нехватки профильных компетенций.

Как отметила бизнес-партнёр по кибербезопасности Cloud.ru Юлия Липатникова, строительство SOC остаётся прерогативой крупного бизнеса. Реализация такого проекта может занимать до полутора лет и требует серьёзных инвестиций. Компаниям приходится самостоятельно закупать целый комплекс решений для мониторинга инцидентов, а также формировать штат высококвалифицированных и дорогостоящих инженеров и аналитиков.

Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров подчеркнул, что долю в 10% организаций, отказывающихся от SOC, нельзя недооценивать. По его словам, это тревожный сигнал, особенно с учётом того, что каждая пятая успешная атака на российские компании относится к категории массовых.

По мнению Игоря Бедерова, основные аргументы против внедрения SOC обычно сводятся к двум тезисам: «у нас мало инцидентов» и «это слишком дорого». Однако небольшое количество выявленных инцидентов чаще всего говорит не об их отсутствии, а о невозможности их обнаружения. Тем более что даже при массовых атаках злоумышленники всё чаще маскируют свою активность под легитимные события.

Стоимость создания собственного SOC Игорь Бедеров оценивает в 30–50 млн рублей в год. При этом на рынке уже существуют более гибкие подходы — от полностью аутсорсинговых моделей до различных гибридных вариантов, позволяющих заметно снизить капитальные затраты.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru