Хактивисты повышают квалификацию

Хактивисты повышают квалификацию

Хактивисты повышают квалификацию

Волна массовых атак идет на спад, а хакеры-любители повышают квалификацию и объединяются в группы под руководством менторов. На смену хаотичным “ковровым бомбардировкам” пришли целенаправленные удары.

С конца 2022 года доля атак с применением вирусов сокращается, но в топ вернулись попытки “простукивания” периметра: сетевые атаки и эксплуатация уязвимостей. Об этом говорится в свежем отчете "РТК-Солар".

В целом за 2022 год количество кибератак на российские компании выросло в 2 раза. В фокус внимания экспертов попало 280 организаций из разных отраслей, включая госсектор, финансы, энергетику, телеком, медиа, крупный ретейл. Статистика не включает массовые DDoS-атаки.

К концу года самым популярным инструментом злоумышленников оставались вредоносные программы, хотя их доля в сравнении с третьим кварталом значительно сократилась – с 79% до 55%.

Пик вредоносных рассылок пришёлся на лето и начало осени. В этот период хакеры стали использовать утекшие ранее данные сотрудников и социальную инженерию. Но к тому моменту многие компании уже усилили свою ИБ-защиту и провели обучение сотрудников, что сделало подобные атаки менее эффективными, и их количество стало быстро сокращаться, отмечается в отчете.

С 2% до 10% за квартал выросла доля случаев компрометации учетных записей. В большинстве случаев это был результат брутфорса (подбор пароля) публичных сервисов (почта, веб-порталы) с использованием массовых утечек учетных данных в первой половине года.

Компрометация учеток говорит о том, что злоумышленники проникали в инфраструктуру компании, но благодаря мониторингу SOC атаки удалось выявить на ранних этапах.

К концу года увеличилось и количество сетевых атак (с 1% в 3 квартале до 6% в 4-м). Зачастую сканирование периметра или веба и попытки компрометации учетных записей выполняются автоматизированными инструментами, которые хакеры используют для разведки в отношении клиента.

Хотя такие инциденты и не критичны, это опасный звонок для компаний, отмечают эксперты. Он говорит о том, что бизнес привлекает злоумышленников. А значит, компаниям необходимо продолжать тренд на усиление своей киберзащиты.

“Если говорить про 2022 год в целом, то он начался массовыми “ковровыми бомбардировками” в киберпространстве – с подобным российские компании раньше не сталкивалась”, — комментирует отчет руководитель направления аналитики киберугроз компании “РТК-Солар” Дарья Кошкина.

Атаки были хаотичными, направленными абсолютно на любые отрасли и организации. Целью злоумышленников стала российская инфраструктура в принципе. Но к середине года массовые атаки отступили, а им на смену пришли целевые удары, продолжает Кошкина.

Тренд продолжается: массовые злоумышленники (хактивисты) либо пропадают, либо повышают квалификацию и объединяются под руководством более профессиональных хакеров. Последние координируют выполнение конкретных задач и целенаправленно атакуют российские компании.

Добавим, еще одним значимым трендом 2022 года, который перешел и в 2023, стало активное использование мессенджеров. В Telegram воруют учетки, продают базы данных и набирают новых хактивистов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более половины атак через уязвимости 0-day проводятся с целью шпионажа

В 2024 году специалисты Google выявили 75 уязвимостей нулевого дня под атакой. На 56% это были дыры в браузерах, мобильных устройствах, десктопных ОС, остальные содержались в продуктах корпоративного класса.

Более половины эксплойт-атак, авторство которых удалось определить, были проведены группировками с господдержкой или пользователями коммерческих продуктов для шпионажа и слежки.

Аналитики особо отметили сдвиг в предпочтениях злоумышленников в пользу продуктов, используемых в корпоративном окружении. Из 33 обнаруженных в них 0-day 20 присутствовали в комплексных СЗИ и сетевых устройствах.

Сокращение числа атак на конечные точки эксперты объясняют успехами вендоров по повышению безопасности браузеров и мобильных устройств, а также эффективностью мер, принимаемых против эксплойта. Примечательно, что три из семи атакуемых 0-day в Android крылись в сторонних компонентах.

 

Между тем использование уязвимостей в бизнес-продуктах Ivanti, Palo Alto Networks (PAN-OS), Cisco (ASA) способно открыть злоумышленникам привилегированный доступ к корпоративным сетям. К тому же надзор за такими системами со стороны традиционных EDR сильно ограничен.

Наиболее часто эксплойту подвергались три типа 0-day: use-after-free, инъекция команд и XSS. Список вендоров, продукты которых засветились в подобных атаках, возглавили Microsoft (26 уязвимостей), Google (11), Ivanti (7) и Apple (5).

Более 45% эксплойтов удалось связать с групповой вредоносной активностью:

 

Цепочки 0-day по-прежнему в основном (~90%) применяются в атаках на мобильные устройства.

Отчет Google Threat Intelligence Group также содержит результаты анализа целевых атак CIGAR, она же UNC4895 or RomCom. В прошлом году она предпочитала использовать связку эксплойтов CVE-2024-9680 (для Firefox) и CVE-2024-49039 (к уязвимости в Планировщике Windows). Этот же тандем чуть позже помог еще одной кибергруппе провести атаку на посетителей сайта новостей криптовалютного рынка.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru