​​РКН запустил систему автоматического поиска запрещенного контента Окулус

​​РКН запустил систему автоматического поиска запрещенного контента Окулус

​​РКН запустил систему автоматического поиска запрещенного контента Окулус

Искать запрещённый контент в Сети теперь будет искусственный интеллект. Роскомнадзор запустил автоматическую систему “Окулус”. Основная тематика — экстремизм, наркотики, митинги, пропаганда ЛГБТ и военные фейки. К 2025 году “Окулус” научат детально анализировать действия людей в интернете.

О запуске “Окулуса” изданию “Ведомости” рассказал представитель Главного радиочастотного центра (ФГУП ГРЧЦ). Центр подчиняется Роскомнадзору.

Про планы поставить такую систему говорили еще в сентябре 2021-го. Тогда ГРЧЦ опубликовал тендер на разработку технического задания. Речь шла о сумме в 15 млн рублей. В итоге разработчиком “Окулуса” стала ИТ-компания Execution RDC. Ее представитель отказался от комментариев, сославшись на коммерческие отношения с заказчиком.

По словам представителя ГРЧЦ, в декабре прошлого года систему протестировали, а в январе уже началась интеграция “Окулуса” с другими инструментами мониторинга Роскомнадзора. Подробностей результатов тестирования, а также первых итогов ее работы представитель ГРЧЦ не привел.

“Информационная система “Окулус” уже запущена и выполняет возложенные на нее задачи в полном объеме: выявляет нарушения законодательства в изображениях и видеоматериалах”, — заявили в ГРЧЦ.

“Система распознает изображения и символы, противоправные сцены и действия, анализирует текст в фото- и видеоматериалах. “Окулус” автоматически обнаруживает такие правонарушения, как экстремистская тематика, призывы к массовым незаконным мероприятиям, суициду, пронаркотический контент, пропаганда ЛГБТ и др.”, — пояснили в центре.

До внедрения системы специалисты ГРЧЦ анализировали запрещенный контент “преимущественно вручную”. В среднем операторы обрабатывали 106 изображений и 101 видео в день.

“Окулус” возьмет на себя 200 тыс. изображений в сутки (около трех секунд на одно изображение).

“Окулус” работает как классификатор с уже заданным набором источников информации, в которых анализируется контент на предмет соблюдения или несоблюдения требований закона, объяснила “Ведомостям” гендиректор компании “Социальная лаборатория” Наталия Тылевич.

Это значит, что “Окулус” может анализировать конкретные страницы сайтов или же паблики и профили в соцсетях. Программа не занимается сбором данных, она их классифицирует.

К 2025 году систему планируется усовершенствовать.

“Прорабатывается возможность добавления новых классов и типов нарушений, а также функции определения поз людей и их действий”, – говорит представитель ГРЧЦ.

“Система будет выявлять запрещенные материалы “на нескольких кадрах на видеофрагментах, в сложных рукописных текстах и рисованном контенте”, — добавил он.

Риски использования “Окулуса” касаются того, насколько корректно или некорректно осуществляется классификация изображений и видео, и насколько корректно они будут в дальнейшем интерпретированы в связке с другими компонентами системы и человеком.

“Вопрос интерпретации и настроек будет определять масштаб таких погрешностей, как будет классифицироваться спорный контент – считать ли его запрещенным или нет”, — предупреждает Тылевич. — Но так или иначе это будут риски не столько самого решения, сколько риски уже дальнейшей работы с полученными в результате его работы данными”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru