​​РКН запустил систему автоматического поиска запрещенного контента Окулус

​​РКН запустил систему автоматического поиска запрещенного контента Окулус

​​РКН запустил систему автоматического поиска запрещенного контента Окулус

Искать запрещённый контент в Сети теперь будет искусственный интеллект. Роскомнадзор запустил автоматическую систему “Окулус”. Основная тематика — экстремизм, наркотики, митинги, пропаганда ЛГБТ и военные фейки. К 2025 году “Окулус” научат детально анализировать действия людей в интернете.

О запуске “Окулуса” изданию “Ведомости” рассказал представитель Главного радиочастотного центра (ФГУП ГРЧЦ). Центр подчиняется Роскомнадзору.

Про планы поставить такую систему говорили еще в сентябре 2021-го. Тогда ГРЧЦ опубликовал тендер на разработку технического задания. Речь шла о сумме в 15 млн рублей. В итоге разработчиком “Окулуса” стала ИТ-компания Execution RDC. Ее представитель отказался от комментариев, сославшись на коммерческие отношения с заказчиком.

По словам представителя ГРЧЦ, в декабре прошлого года систему протестировали, а в январе уже началась интеграция “Окулуса” с другими инструментами мониторинга Роскомнадзора. Подробностей результатов тестирования, а также первых итогов ее работы представитель ГРЧЦ не привел.

“Информационная система “Окулус” уже запущена и выполняет возложенные на нее задачи в полном объеме: выявляет нарушения законодательства в изображениях и видеоматериалах”, — заявили в ГРЧЦ.

“Система распознает изображения и символы, противоправные сцены и действия, анализирует текст в фото- и видеоматериалах. “Окулус” автоматически обнаруживает такие правонарушения, как экстремистская тематика, призывы к массовым незаконным мероприятиям, суициду, пронаркотический контент, пропаганда ЛГБТ и др.”, — пояснили в центре.

До внедрения системы специалисты ГРЧЦ анализировали запрещенный контент “преимущественно вручную”. В среднем операторы обрабатывали 106 изображений и 101 видео в день.

“Окулус” возьмет на себя 200 тыс. изображений в сутки (около трех секунд на одно изображение).

“Окулус” работает как классификатор с уже заданным набором источников информации, в которых анализируется контент на предмет соблюдения или несоблюдения требований закона, объяснила “Ведомостям” гендиректор компании “Социальная лаборатория” Наталия Тылевич.

Это значит, что “Окулус” может анализировать конкретные страницы сайтов или же паблики и профили в соцсетях. Программа не занимается сбором данных, она их классифицирует.

К 2025 году систему планируется усовершенствовать.

“Прорабатывается возможность добавления новых классов и типов нарушений, а также функции определения поз людей и их действий”, – говорит представитель ГРЧЦ.

“Система будет выявлять запрещенные материалы “на нескольких кадрах на видеофрагментах, в сложных рукописных текстах и рисованном контенте”, — добавил он.

Риски использования “Окулуса” касаются того, насколько корректно или некорректно осуществляется классификация изображений и видео, и насколько корректно они будут в дальнейшем интерпретированы в связке с другими компонентами системы и человеком.

“Вопрос интерпретации и настроек будет определять масштаб таких погрешностей, как будет классифицироваться спорный контент – считать ли его запрещенным или нет”, — предупреждает Тылевич. — Но так или иначе это будут риски не столько самого решения, сколько риски уже дальнейшей работы с полученными в результате его работы данными”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Перед Чёрной пятницей выросло число персонализированных атак на россиян

В преддверии «Чёрной пятницы» и сезона массовых распродаж Mail, «Лаборатория Касперского» и МегаФон предупредили о заметном росте мошеннической активности в цифровых каналах. По данным аналитиков Почты Mail и МегаФона, мошенники всё чаще отказываются от «веерных» рассылок и переходят к точечным, персонализированным атакам.

По данным Почты Mail, фишинговая активность выросла примерно на 10% по сравнению с прошлым годом. В лидерах остаются:

  • «розыгрыши от маркетплейсов»;
  • фейковые письма с реферальными ссылками;
  • страницы, имитирующие популярные интернет-магазины.

Специалисты отмечают, что мошенники активно сегментируют жертв и адаптируют сценарии обмана под конкретные группы пользователей. Это делает атаки более реалистичными и сложными для автоматической фильтрации.

По данным МегаФона, создатели фейковых страниц, которые маскируются под акции известных брендов, продолжают проявлять высокую активность. Однако количество заблокированных подозрительных звонков в октябре 2025 года снизилось более чем на 50% по сравнению с октябрём 2024-го.

При этом мошенники всё чаще используют сценарии, в которых жертву подталкивают самостоятельно выйти на связь — например, через «службу поддержки» или «оператора акции».

Аналитики «Лаборатории Касперского» сообщили, что число русскоязычных писем со ссылками на «чёрную пятницу» в октябре 2025 года выросло почти в девять раз по сравнению с тем же периодом 2024 года. Многие такие письма содержат фишинговые ссылки или скам-предложения.

По словам экспертов, злоумышленники активно меняют содержание писем, структуру текста и типы ссылок, чтобы обходить фильтры. Есть признаки, что в новых рассылках используются ИИ-инструменты.

Специалисты советуют пользователям внимательно относиться к письмам с акционными предложениями, не переходить по подозрительным ссылкам и не открывать вложения от неизвестных отправителей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru