В России за неделю заблокировали 15 тыс. сайтов

В России за неделю заблокировали 15 тыс. сайтов

В России за неделю заблокировали 15 тыс. сайтов

Реестр заблокированных сайтов на минувшей неделе пополнялся так активно, как не наблюдалось со времен массовых блокировок в 2018 и 2021 годах. В “черный список” внесли 15 тыс. записей.

Значительная часть требований о внесудебной блокировке приходится на ведомство, название которого не раскрывается. Правозащитники предполагают, что речь идет о Генпрокуратуре.

С 5 по 11 декабря в России закрыт доступ к 14,8 тыс. интернет-ресурсов, свидетельствуют данные реестра заблокированных сайтов, собранные правозащитной организацией “Роскомсвобода”. Для сравнения: в течение года блокировалось в среднем 5 тыс. ресурсов в неделю.

Последний раз подобный всплеск блокировок наблюдался в апреле 2021 года на фоне протестов в поддержку политика Алексея Навального: тогда за неделю с 19 апреля 2021 года было заблокировано 18,1 тыс. сайтов и страниц.

Предыдущий пик пришелся на период принятия отмененного сейчас решения о блокировке Telegram: в период с 23 по 30 апреля 2018 года было заблокировано 13,4 тыс. ресурсов.

На прошлой неделе 2,1 тыс. ресурсов (14% от общего числа) было заблокировано по решению некоего неназванного ведомства, отмечают журналисты.

“Предположительно, это Генпрокуратура, потому что именно она у нас “вдруг” исчезла из выгрузок”, — считает пресс-секретарь “Роскомсвободы” Наталья Малышева.

Упоминания Генпрокуратуры и реквизиты ее решений о блокировках перестали отображаться в системе мониторинга “Роскомсвободы” в ноябре. Уже в декабре Роскомнадзор представил проект приказа, по которому можно будет не раскрывать сведения о решениях Генпрокуратуры.

То, что в последнее время доступность сайтов в России ощутимо не ухудшалась, может свидетельствовать о синхронизации реестра заблокированных сайтов со списками для фильтрации, отправляемыми на ТСПУ (технические средства противодействия угрозам, оборудование, устанавливаемое на сетях операторов связи по закону “о суверенном рунете”), полагает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.

Причина для этого, по его мнению, может быть сугубо формальной — “близится конец года, настает пора отчетов”.

Казарян отметил, что зачастую закрывается доступ к сайтам, на которые бы вне факта блокировки никто и не обратил бы внимания — “логика блокировок далеко не всегда соответствует соразмерности угроз”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru