Бэкдор BumbleBee прячет дополнительные функции на стороне сервера

Бэкдор BumbleBee прячет дополнительные функции на стороне сервера

Бэкдор BumbleBee прячет дополнительные функции на стороне сервера

Анализ модульного бэкдора, обнаруженного при разборе целевых атак на Тайване, показал, что он состоит из двух приложений — клиентского и серверного. Последнее, по словам Trend Micro, работает как контроллер и позволяет расширить функциональность проникшего в Windows зловреда.

Новую вредоносную программу эксперты подвергли анализу еще в марте прошлого года и тогда же нарекли ее BumbleBee — по одной из строк кода. В блог-записи эксперты подчеркнули, что новое семейство отлично от одноименного загрузчика, используемого в атаках на корпоративные сети.

К удивлению аналитиков, полезная нагрузка клиентского приложения-бэкдора оказалась весьма скромной: на первый взгляд вредонос был способен только регистрировать клавиатурный ввод и воровать содержимое буфера обмена. Из-за сложности кода, полагающегося на вложенные модули, исследование возможностей BumbleBee затянулось, и в итоге был обнаружен еще один компонент — он работал на стороне сервера и позволял выполнять дополнительные действия на зараженной машине через загрузку добавочных модулей.

Согласно описанию Trend Micro, клиент нового бэкдора (Slaver.exe) загружается в систему в виде SFX-файла. Этот самораспаковывающийся архив содержит три модуля: XcrSvr.exe (входит в состав легитимного приложения XecureVistaCryptoSvr разработки SoftForum), локально подгружаемую DLL-библиотеку XecureIO_v20 и бинарник с шелл-кодом, тоже разделенным на модули в 32- и 64-битной версиях (кроме launcher.dll).

 

Легитимный XcrSvr.exe используется для запуска XecureIO_v20.dll — промежуточного загрузчика, обеспечивающего исполнение основного компонента клиентского приложения (шелл-кода ore).

При начальном заражении launcher.dll, модуль запуска первого этапа, поочередно загружает в память все последующие составные части BumbleBee-клиента. Инсталлятор (installer.dll) отвечает за их установку и закрепление в системе: копирует XecureIO_v20.dll в папку временных файлов, шифрует по RC4 полезную нагрузку ore и путь к файлу, переименованному в bin, дропает bpu.dll для обхода контроля учетных записей Windows (запускается с помощью rundll32.exe), удаляет исходный файл SFX.

При загрузке XecureIO_v20.dll производится проверка; если материнский процесс — XcrSvr.exe, происходит перехват потока исполнения (через патчинг точки входа). В противном случае встроенный в XecureIO_v20.dll вредоносный код, по мнению экспертов, не запустится.

После установки клиента BumbleBee загрузчик XecureIO_v20.dll извлекает значение ProductID из ключа реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Internet Explorer\Registration и использует его для расшифровки пейлоада (содержимого файла bin). В ходе работы резидентный бэкдор собирает информацию о зараженной системе (имя компьютера, внешний IP-адрес, географическое местоположение, данные ОС, CPU, памяти) и передает ее серверному приложению.

Судя по опциям, этот компонент поддерживает следующие функции:

  • управление файлами (загрузка, вывод, удаление, составление списков);
  • удаленный рабочий стол;
  • управление запущенными процессами (перечень имен, определение ID и текущей папки);
  • управление службами, с перечислением и фиксацией состояния;
  • редактирование системного реестра;
  • взаимодействие с оболочкой ОС;
  • запуск обратного прокси для обеспечения интернет-доступа к серверу, расположенному за NAT или файрволом;
  • запуск кейлогера.

Для коммуникаций с C2-сервером BumbleBee использует HTTP; все сообщения, которыми обмениваются клиентское и серверное приложения (кроме отсылаемых данных жертвы) шифруются с использованием RC4 и сжатия по LZO (алгоритму Лемпеля – Зива – Оберхеймера). Получая полезную нагрузку, вредонос проверяет целостность данных, вычисляя контрольную сумму по алгоритму CRC32.

Обеспечение постоянного присутствия зловреда в системе достигается разными методами — путем использования раздела реестра Run, созданием Windows-служб, с помощью штатного сценария входа в систему (через добавление записи в раздел HKEY_CURRENT_USER\Environment). Выбор при этом зависит от конкретной конфигурации.

В Trend Micro склонны считать новобранца перепроектированной версией трояна BookWorm, которого в 2015 году подробно разобрали эксперты Palo Alto Networks. Оба вредоноса имеют модульную архитектуру, раздаются в самораспаковывающихся архивах, используют для загрузки легитимные инструменты, а для C2-связи — RC4 и LZO.

Цели в обоих случаях расположены в Юго-Восточной Азии и представляют собой органы местного самоуправления. Использование упрощенных иероглифов в написанном на китайском языке пользовательском интерфейсе BumbleBee может свидетельствовать о том, что его создатели — выходцы из Китая.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Сбер готов делиться технологиями автоматического выявления дипфейков

Заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил, что Сбер готов предоставлять свои технологии автоматического выявления дипфейков другим участникам рынка. Об этом он рассказал на форуме «Диалог о фейках 3.0» во время панельной дискуссии «Глобальный диалог: обеспечение цифрового суверенитета в условиях многополярности».

По словам Кузнецова, мир столкнулся с взрывным ростом дипфейков, а технологии их создания стали доступны буквально каждому — сгенерировать видео или аудио можно за несколько секунд и без затрат.

При этом дипфейки всё чаще применяются в мошеннических схемах, включая телефонное мошенничество и кражу денег.

«Если ещё в 2024 году преступники использовали базы данных, то теперь они запускают ИИ-агентов, которые сами находят нужную информацию. В основе таких преступлений — кибермистификация, когда ложь маскируется под правду с помощью технологий», — отметил Кузнецов.

Он подчеркнул, что для эффективной борьбы с дипфейками необходимо решить три ключевые задачи:

  1. Законодательно урегулировать их использование, в том числе признать применение дипфейков отягчающим обстоятельством при совершении преступлений.
  2. Развивать технологии быстрого выявления фейков и не допускать их распространения.
  3. Интегрировать системы распознавания дипфейков в массовые сервисы — смартфоны, ТВ, соцсети, мессенджеры и операторы связи.

Во время дискуссии Кузнецов продемонстрировал, как с помощью современных инструментов можно в реальном времени “надеть” лицо другого человека и заставить его говорить нужные слова. Он подчеркнул, что подобные возможности представляют серьёзную угрозу — от кражи личности до дискредитации публичных фигур.

Россия, по его словам, уже входит в число мировых лидеров по разработке технологий противодействия дипфейкам. В Сбере созданы решения, способные автоматически определять фальсификации в видео и аудио.

«Мы запатентовали собственное решение под рабочим названием Алетейя — в честь богини истины. Сервис позволяет определять дипфейки в любых системах: от телевидения до мессенджеров. И мы готовы делиться этими технологиями с партнёрами», — сказал Кузнецов.

Он добавил, что масштабное внедрение подобных систем может стать переломным моментом в борьбе с распространением дипфейков и повысить доверие к цифровому контенту.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru