Вредоносный JavaScript из тулкита Parrot TDS обнаружен на 70 000 сайтов

Вредоносный JavaScript из тулкита Parrot TDS обнаружен на 70 000 сайтов

Вредоносный JavaScript из тулкита Parrot TDS обнаружен на 70 000 сайтов

Масштабы TDS-системы Parrot, используемой киберкриминалом, оказались намного больше, чем сообщалось ранее. В 2021 году эксперты Sucuri выявили свыше 61 тыс. зараженных сайтов, работающих как шлюзы в рамках редирект-сервиса, в этом году — уже более 11 тысяч.

О появлении новой системы распределения трафика, которую в Avast нарекли Parrot TDS, стало известно в начале апреля. Ее функционирование обеспечивают скрипты, скрытно устанавливаемые на сайты WordPress и Joomla. Как оказалось, такие заражения в Sucuri отслеживают с февраля 2019 года — под именем NDSW/NDSX. По итогам прошлого года набор вредоносных скриптов, используемый в этой киберкампании, вошел в топ угроз для сайтов, выявленных экспертами.

Атака NDSW/NDSX начинается с JavaScript-инъекций. Вредоносный код внедряется во все файлы .js или добавляется к скриптам, встроенным в HTML-страницы; В редких случаях такой довесок можно обнаружить в базе данных, кешированной каким-нибудь плагином.

Подавляющее большинство вредоносных JavaScript-кодов содержат инструкцию if(ndsw===undefined), поэтому данный компонент тулкита исследователи условно назвали NDSW. Встречаются также варианты скриптов, использующие другую переменную — ndsj.

Основным назначением этих сценариев является запуск второй стадии атаки — доставка и выполнение JavaScript из внешнего источника. Для персонализации этой полезной нагрузки на скомпрометированный сервер обычно внедряется PHP-скрипт (в произвольную папку, но чаще всего — как /wp-admin/css/colors/blue/blue.php).

Этот прокси-компонент кодирует информацию о посетителе сайта (IP-адрес, браузер, реферер) и отправляет их на сервер TDS Parrot. Если ответ содержит ключевое слово «ndsx», происходит JavaScript-инъекция в зараженную веб-страницу — полезная нагрузка при этом выполняется на лету как встраиваемый сценарий. Поскольку скрипт, использующий переменную ndsx, загружается на стороне сервера, его источник невозможно выявить ни мониторингом трафика, ни статическим анализом на уровне клиента.

При отработке NDSX-скрипт скачивает со стороннего сайта финальную полезную нагрузку — откуда и какую, зависит от ранее составленного цифрового отпечатка жертвы. На Windows-компьютеры, по данным Sucuri, чаще всего доставляется JavaScript-загрузчик FakeUpdates, он же SocGholish, о котором в связи с Parrot сообщала Avast. Чтобы не направлять трафик на ресурсы, попавшие в черные списки, операторы TDS-системы часто меняют URL целевых зловредов.

В 2021 году Sucuri очистила от кодов Parrot TDS почти 20 млн JavaScript-файлов, найденных на зараженных сайтах; PHP-компонент был удален более 5400 раз. В этом году неприятных находок пока меньше — в первом случае 1,64 млн, во втором — 2900. Многие их этих сайтов вдобавок содержали бэкдоры, скрипты для черной оптимизации, японоязычный спам, JavaScript-редиректы, используемые в рамках недавно запущенной мошеннической кампании, а также уязвимые или устаревшие плагины и темы.

Взлом серверов для внедрения тулкита Parrot TDS в основном осуществляется с помощью эксплойтов, которых у злоумышленников, по всей видимости, много; этот арсенал постоянно обновляется, в том числе за счет 0-day. Получив доступ, взломщики закрепляют его путем установки бэкдоров и создания учетных записей админа CMS.

Сценарий вредоносных инъекций зависит от используемой уязвимости и уровня доступа, который она обеспечивает. Так, в тех случаях, когда уязвимость позволяет получить админ-доступ к сайту WordPress, хакеры обычно устанавливают фальшивый плагин wp-sp, wp-sps, wp-pimple или wp-dumpme, который создает PHP-прокси и открывает бэкдор, позволяющий выполнить любой код PHP на взломанном сайте.

Поскольку атаки на сайты в рамках текущей кампании NDSW/NDSX разнятся, Sucuri смогла дать лишь общие рекомендации по очистке от инфекции и усилению защиты:

  1. Смените пароль администратора CMS и удостоверьтесь, что все пользователи с админ-привилегиями вам известны.
  2. Проверьте все темы, плагины и другие сторонние компоненты на сайте, удалите незнакомые и неиспользуемые.
  3. Найдите и очистите все зараженные файлы и записи базы данных; их могут быть тысячи, поэтому придется использовать систему мониторинга целостности и бэкап — или как-то иначе автоматизировать этот процесс.
  4. Удостоверьтесь в актуальности CMS и всех компонентов сторонней разработки.
  5. Рассмотрите возможность использования WAF, который будет защищать сайт от большинства известных атак и сдерживать эксплойт, пока ваш софт ожидает обновления.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Solar AURA запустила сервис защиты брендов с юридическим сопровождением

Центр мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA (входит в группу компаний «Солар») представил новую услугу по защите брендов. Она объединяет мониторинг цифровых угроз и юридическую поддержку — компании смогут не только отслеживать нелегальное использование своих товарных знаков, текстов и программ, но и добиваться удаления таких материалов в правовом поле.

По данным Solar AURA, за первое полугодие 2025 года число фишинговых сайтов, имитирующих российские бренды, выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Однако, отмечают в компании, угрозы не ограничиваются фишингом: всё чаще встречаются случаи незаконного использования товарных знаков, продажи контрафакта и кражи исходного кода или наработок бывшими сотрудниками.

Новая услуга, по сути, объединяет ИБ-инструменты и юридическую экспертизу. Специалисты проводят так называемый «юридический пентест» — анализируют, насколько компания защищена от утечек интеллектуальной собственности, правильно ли оформлены права на программное обеспечение и другие продукты. Также они помогают выявить нарушителей, оценить ущерб и подготовить доказательную базу для досудебных или судебных разбирательств.

Сервис предусматривает защиту не только от кражи контента и бренда, но и от репутационных рисков — например, публикаций с ложными сведениями или некорректных сравнений с конкурентами.

Услуга доступна по подписке и делится на три уровня — «Стандарт», «Классик» и «Премиум», которые отличаются количеством защищаемых товарных знаков и объёмом правовой поддержки: от подготовки досудебных претензий до сопровождения судебных дел.

По словам Романа Долгого, руководителя направления специальных сервисов Solar JSOC, защита бренда сегодня — это не только борьба с фишинговыми копиями сайтов, но и противодействие контрафакту, защита интеллектуальной собственности и репутации компании.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru