Kaspersky: Белорусы стали самыми атакуемыми в I квартале 2021 года

Kaspersky: Белорусы стали самыми атакуемыми в I квартале 2021 года

Kaspersky: Белорусы стали самыми атакуемыми в I квартале 2021 года

Эксплойты, нацеленные на уязвимости в программах из комплекта Microsoft Office, оказались самыми популярными у киберпреступников в первом квартале 2021 года, а наиболее атакуемыми стали граждане Белоруссии. Такую статистику предоставили специалисты антивирусной компании «Лаборатория Касперского».

Как отметили исследователи, заточенные под Microsoft Office эксплойты составили 59% от общего числа проанализированных за первый квартал атак. Самой «ходовой» уязвимостью стала дыра под идентификатором CVE-2017-11882 — переполнение буфера в компоненте Equation Editor.

Приблизительно такими же популярными брешами стали CVE-2015-2523 (use-after-free в Excel) и CVE-2018-0802 (повреждение памяти, приводящее к удалённому выполнению кода). Обратите внимание на тот факт, что это всё достаточно старые уязвимости, поэтому пользователям и организациям нужно больше времени уделять оперативному патчингу.

Однако в первом квартале 2021 года злоумышленники использовали и уязвимости нулевого дня. Некоторые из 0-day затрагивали Microsoft Exchange Server, ядро Windows, встроенный антивирус Microsoft Defender, браузеры Internet Explorer и Google Chrome.

Помимо этого, в отчёте «Лаборатории Касперского» упоминается эксплуатация уязвимостей в VMware vCenter Server, SolarWinds Orion и 0-day в Adobe Reader. Даже пользователи macOS оказались под атаками из-за вредоносных программ, заточенных под новые процессоры Apple M1.

Что касается Интернета вещей (Internet of Things, IoT), большинство атак (69%) пришлось на протокол Telnet, после чего идёт брутфорс SSH (30%).

В отчёте аналитики также приводят интересную статистику по странам. Оказалось, что больше всего атак пришлось на граждан Белоруссии, за ней идёт Украина, Молдова, Киргизия и Латвия. За первые три месяца 2021 года продукты Kaspersky заблокировали более двух миллиардов кибератак.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники представляются сотрудниками ФНС и выманивают коды от Госуслуг

В преддверии сезона налоговой отчетности активизировались телефонные мошенники. Теперь злоумышленники представляются инспекторами Федеральной налоговой службы и под этим предлогом пытаются получить доступ к банковским счетам граждан.

Как рассказал Виктор Иевлев, руководитель отдела информационной безопасности группы компаний «Гарда» (входит в ИКС Холдинг), сценарий выглядит максимально убедительно.

«Звонящий представляется сотрудником ФНС, уверенно называет персональные данные собеседника — адрес, номер телефона, почту, ФИО и другие сведения. Такая детализация создаёт ощущение, что действительно звонят из налоговой. После этого “инспектор” обвиняет человека в неподаче декларации и предлагает записаться на приём. Для подтверждения записи якобы приходит СМС с кодом — обычно это код для входа в Госуслуги. Жертву просят его продиктовать», — поясняет эксперт.

На самом деле мошенники таким образом получают доступ к учётным записям и финансовым данным.

По словам специалистов, подобные атаки становятся возможными из-за масштабных утечек персональных данных. Информацию злоумышленники собирают из разных источников: баз утекших онлайн-магазинов и банков, данных data-брокеров, даркнет-площадок, а также открытых профилей в соцсетях. Склеивая фрагменты, они создают подробный «портрет» жертвы — и потому кажутся убедительными.

Эксперты напоминают:

  • ФНС не звонит гражданам, чтобы записать на приём или уточнить декларацию. Сделать это можно только через официальный сайт или через Госуслуги.
  • Никогда не сообщайте коды из СМС — ни под каким предлогом.
  • Если есть хоть малейшие сомнения — прекратите разговор и проверьте номер. Обычно он оказывается зарегистрирован на сторонние организации.
  • Если код всё же был передан мошенникам — сразу свяжитесь с банком, заблокируйте доступ к счетам и смените пароли от всех связанных сервисов, особенно от Госуслуг и личного кабинета ФНС.

«Чем больше информации о себе человек публикует в сети, тем проще злоумышленникам выстроить доверительный контакт. Не стоит недооценивать их подготовку — многие звонки звучат так, будто с вами разговаривает настоящий чиновник», — предупреждает Виктор Иевлев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru