Поднялась волна атак с использованием BlueKeep, жертвы получают майнер

Поднялась волна атак с использованием BlueKeep, жертвы получают майнер

Поднялась волна атак с использованием BlueKeep, жертвы получают майнер

Печально известная уязвимость BlueKeep, получившая идентификатор CVE-2019-0708, в настоящее время используется в реальных атаках, цель которых — установить в систему жертвы вредоносный майнер криптовалюты. Напомним, что данная проблема безопасности затрагивает службы удалённого рабочего стола (RDS).

Примечательно, что Microsoft устранила BlueKeep ещё в мае, попутно предупредив пользователей: уязвимость можно использовать для распространения червей вроде WannaCry.

Успешная эксплуатация бреши позволяет злоумышленнику выполнить код, отправляя специально созданные RDP-запросы. Дошло до того, что не только Microsoft, но и различные госучреждения предупредили пользователей об опасности.

Несмотря на выпуск патча и для довольно старых версий системы (например, Windows XP), аналитики полагают, что более 700 тысяч компьютеров до сих пор уязвимы для атак.

Исследователь Кевин Бомонт, давший уязвимости BlueKeep имя, поддерживает ханипот-систему BluePot, чтобы обнаружить попытки эксплуатации бреши в реальных атаках.

По словам Бомонта, последние атаки начались 23 октября — в этот день ханипоты эксперта начали сбоить и перезагружаться. 2 ноября стало ясно, что киберпреступники запустили атаки, в которых эксплуатируется BlueKeep.

В частности, атакующие задействовали специальный модуль Metasploit, выпущенный в начале сентября. Специалисты в итоге выяснили, что целью злоумышленников была установка вредоносного майнера Monero в систему жертвы.

Образец этого зловреда в настоящее время детектируется 31 антивирусом на VirusTotal.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru