Большинство приложений для покупки одежды имеют критические уязвимости

Большинство приложений для покупки одежды имеют критические уязвимости

Большинство приложений для покупки одежды имеют критические уязвимости

Исследователи компании Ростелеком-Solar проанализировали популярные мобильные приложения, предназначенные для покупки одежды, среди них были MANGO, ASOS, SHEIN, bonprix, Wildberries, H&M, KUPIVIP, Bershka, Joom и Lamoda. Однако выводы экспертов довольно неутешительные — большинство приложений имеют критические уязвимости.

На фоне растущей популярности подобных приложений очень важно адекватно оценивать риски и представлять, насколько хорошо защищены ваши данные.

Исследование Ростелеком-Solar продемонстрировало, что имеющиеся в приложениях для покупки одежды бреши могут привести к утечке конфиденциальных данных — например, информации платежных карт или паролей от аккаунтов.

Специалисты проанализировали версии вышеозначенных приложений для двух наиболее популярных мобильных ОС — Android и iOS.

В результате оказалось, что более 85% Android-приложений для покупки одежды способны раскрыть информацию о платежных картах пользователей. 9 из 10 приложений для Android потенциально допускают утечку информации о конфигурации системы. Такие данные могут быть использованы злоумышленником при планировании атаки.

Самыми защищенными Android-версиями приложений для покупки одежды оказались MANGO, ASOS и SHEIN. Чуть менее защищены bonprix, Wildberries, H&M, KUPIVIP и Bershka. А вот Joom и Lamoda оказались критически уязвимы, причем в каждом из них содержатся 5 серьезных дыр.

В случае с операционной системой iOS все еще хуже — среди проанализированных приложений не оказалось ни одного, которое бы удовлетворяло среднему по отрасли показателю уровня защищенности.

Любое из iOS­-приложений для покупки одежды содержит критические уязвимости, наименьшее количество дыр содержат bonprix, Wildberries, ASOS и Bershka. При этом все приложения для iOS используют устаревшие хеш­-функции (MD5 или SHA­1).

Это значит, что атакующий потенциально сможет получить доступ к аккаунту жертвы.

«Значимость защищенности мобильных приложений ретейлеров трудно переоценить, ведь они оперируют платежными данными, компрометация и утечка которых способна нанести колоссальный финансовый ущерб пользователям и репутационный – бренду. В связи с ежегодным всплеском покупательской активности в начале марта мы посчитали необходимым проверить уровень защищенности мобильных приложений для покупки одежды», — комментирует Даниил Чернов, руководитель направления Solar appScreener компании Ростелеком-Solar.

Почти три четверти утекших данных пришлись на госсектор

На государственный сектор пришлось 73% от общего объема данных, утекших в 2025 году. Второе место с долей 19% занял ретейл, ещё 6,5% пришлось на сферу услуг, включая образование, здравоохранение и онлайн-сервисы.

Такие данные привёл «Коммерсантъ» со ссылкой на компанию «Еса Про» (входит в ГК «Кросс технолоджис»). По оценке аналитиков, из российских государственных организаций «утекло» около 105 млн строк данных о частных лицах и компаниях.

Общий объём утечек за год в «Еса Про» оценили в 145 млн строк.

Лидерство госсектора эксперты объясняют сразу несколькими факторами. Прежде всего — повышенным интересом со стороны хактивистских группировок. Кроме того, государственные организации нередко остаются уязвимыми из-за недостаточного уровня кибербезопасности и человеческого фактора.

Ретейл и сфера услуг, в свою очередь, представляют интерес для злоумышленников из-за характера обрабатываемых данных, в том числе платёжной информации.

В Минцифры с такой оценкой не согласны. В комментарии изданию в ведомстве заявили, что благодаря системным мерам объём утёкших данных в госсекторе в 2025 году удалось сократить в 13 раз по сравнению с предыдущим годом.

В целом же в «Еса Про» фиксируют снижение количества утечек данных. Этому, по мнению аналитиков, способствовали ужесточение законодательства в сфере защиты информации и общее повышение уровня кибербезопасности.

В то же время оценки других игроков рынка расходятся. Так, по данным F6, совокупный объём данных в утечках 2025 года вырос почти на 70% и достиг 767 млн строк, хотя общее количество инцидентов снизилось до 225.

Начальник отдела информационной безопасности компании «Код безопасности» Алексей Коробченко отмечает, что любая статистика по утечкам остаётся приблизительной. Значительная часть инцидентов не становится публичной. По его словам, для кражи данных злоумышленники чаще всего используют уязвимости в легитимном ПО — в том числе в Linux, браузерах на базе Chromium и Telegram, а также стилеры и бэкдоры.

«Отдельно стоит отметить инциденты утечек в организациях, которые де-факто являются операторами персональных данных, но не соблюдают регуляторные требования в этой сфере. Контроль за такими утечками усложняется, что создаёт дополнительные риски для клиентов», — дополняет руководитель сервиса SBA Сергей Трухачёв.

При этом, как отмечают в Solar Aura, до половины сообщений об утечках связаны с публикацией компилятивных наборов данных, собранных из материалов прошлых инцидентов.

Кроме того, по словам руководителя направления анализа защищённости «Информзащиты» Анатолия Песковского, на теневом рынке растёт спрос не на «сырые» массивы данных, а на полноценные цифровые профили граждан. Такие профили могут включать паспортные данные, СНИЛС и биометрию, собранные из множества разрозненных утечек.

Как отмечают опрошенные изданием эксперты, количество атак в ближайшей перспективе вряд ли снизится. Особенно если сохранится влияние геополитического фактора, подпитывающего активность хактивистских группировок. В то же время, по мнению Алексея Коробченко, не менее значимыми драйверами остаются рост цифровизации и активность финансово мотивированных групп.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru