Киберпреступники Cobalt атакуют российские банки фишингом

Киберпреступники Cobalt атакуют российские банки фишингом

Киберпреступники Cobalt атакуют российские банки фишингом

Киберпреступная группа Cobalt снова была замечена в незаконной онлайн-активности. На этот раз злоумышленники атакуют банки России и Румынии целевым фишингом. Во вредоносных электронных письмах содержатся две злонамеренные составляющие, которые связываются с двумя разными командными серверами C&C.

Команда Arbor Networks ASERT 13 августа зафиксировала новую вредоносную кампанию, которая носила характерные признаки действий группировки Cobalt. Первой целью стал российский Банк Национальный стандарт.

Тут же была обнаружена и другая злонамеренная активность, в ходе которой атаковали уже банк Carpatica Commercial Bank/Patria Bank в Румынии.

Cobalt использовали стандартную технику фишинга — письма были замаскированы под отправленные другими финансовыми учреждениями уведомления, что увеличивало шанс того, что сотрудники откроют их и запустят вложения.

Исследователи изучили домен rietumu[.]me, который представляет собой C&C-сервер, используемый Cobalt, и нашли адрес электронной почты, который привел еще к пяти доменам, созданным 1 августа. Одним из них был inter-kassa[.]com.

Другие домены также пытались выдать себя за финансовые учреждения. Вот список обнаруженных экспертами доменов:

  • compass[.]plus — позиционирует себя как Compass Savings Bank;
  • eucentalbank[.]com — маскируется под Европейский центральный банк;
  • europecentalbank[.]com — также маскируется под Европейский центральный банк;
  • unibank[.]credit — маскируется под Unibank.

По словам исследователей, некоторые электронные письма содержали ссылки на вредоносные файлы. Один из этих файлов является документом Word с обфусцированными VBA-скриптами, а другой — бинарный файл, чье расширение изменено на JPG.

Напомним, что в мае Group-IB раскрыла подробную информацию о киберпреступниках Cobalt.

А в марте лидер группировки Cobalt был пойман в Испании.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru