ЛК расследовала дело о мистическом исчезновении денег из банкоматов

ЛК расследовала дело о мистическом исчезновении денег из банкоматов

ЛК расследовала дело о мистическом исчезновении денег из банкоматов

Однажды сотрудники банка обнаружили пустой банкомат: деньги из него исчезли, а следов физического повреждения или заражения вредоносными ПО не было заметно. В банковской корпоративной сети также не нашли следов взлома. Для расследования этого, казалось, безнадежного дела банк обратился за помощью к «Лаборатории Касперского».

Эксперты компании смогли не только распутать это ограбление, но также вышли на след новой хорошо подготовленной кибергруппировки, за которой вполне возможно могут стоять русскоговорящие атакующие из нашумевших групп GCMAN и Carbanak. 

На момент начала расследования специалисты «Лаборатории Касперского» обладали всего двумя файлами, извлеченными из жесткого диска опустошенного банкомата: они содержали записи о вредоносном ПО, которым было заражено устройство. Все остальные свидетельства кибератаки злоумышленники предусмотрительно удалили. Восстановить образцы зловредов из имеющегося материла было крайне сложно. Тем не менее эксперты смогли выделить из потока текста нужную информацию и на ее основе разработали правила YARA – поисковые механизмы, которые помогают выявлять и категоризировать определенные образцы вредоносных программ и находить между ними связь. 

Уже на следующий день после создания правил YARA эксперты «Лаборатории Касперского» нашли то, что искали, – образец вредоносного ПО, получившего название ATMitch. Анализ позволил установить, что с помощью этого зловреда были ограблены банки в России и Казахстане. 

Вредоносное ПО ATMitch устанавливалось и запускалось в банкоматах удаленно из зараженной корпоративной сети банка: используемые финансовыми организациями инструменты удаленного контроля банкоматов легко позволяли это сделать. Непосредственно в банкомате зловред вел себя как легитимное ПО, выполняя вполне привычные для устройства команды и операции, например, запрашивал информацию о количестве банкнот в кассетах.

Получив контроль над банкоматом, атакующие могли снять из него деньги в любой момент буквально с помощью одного нажатия кнопки. Обычно ограбление начиналось с того, что злоумышленники запрашивали информацию о количестве денег в диспенсере. После этого киберпреступник отправлял команду на выдачу любого числа банкнот из любой кассеты. Дальше требовалось лишь подойти к банкомату, забрать деньги и исчезнуть. Весь процесс ограбления, таким образом, укладывался в считаные секунды. По окончании операции вредоносная программа самоудалялась из банкомата.      

«Группировка, скорее всего, до сих пор активна. Но это не повод для паники. Для того чтобы дать отпор подобным кибератакам, специалист по информационной безопасности организации-жертвы должен обладать особыми знаниями и навыками. Прежде всего, нужно помнить, что атакующие применяют привычные легитимные инструменты, а после атаки старательно удаляют все следы своего присутствия в системе. Поэтому для решения проблемы нужно обратить повышенное внимание на исследование памяти, в которой чаще всего и прячется ATMitch», – рассказал на международной конференции по кибербезопасности Security Analyst Summit Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Начался суд над руководителями Департамента цифрового развития Росгвардии

Московский гарнизонный суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении бывшего руководителя департамента цифрового развития и защиты информации Росгвардии Михаила Варенцова и начальника Главного центра информационных технологий по инженерно-техническому обеспечению Николая Чепкасова.

Николай Чепкасов был задержан 20 марта, а Михаил Варенцов — более чем месяц спустя. Изначально им вменялось мошенничество в особо крупном размере, однако подробности тогда не раскрывались.

Как сообщает «Коммерсантъ», в ходе первого судебного заседания квалификация обвинения была изменена. Теперь Варенцову и Чепкасову инкриминируют пункты «в», «г», «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий, совершённое группой лиц, из корыстных побуждений и повлекшее тяжкие последствия.

Изменилась и мера пресечения. Первоначально оба фигуранта находились под стражей, однако позднее Варенцова перевели под запрет определённых действий в связи с необходимостью лечения, а Чепкасова — под домашний арест.

По версии следствия, обвиняемые подписали акты приёмки программного обеспечения, которое не соответствовало требованиям государственных контрактов. Речь идёт о нескольких соглашениях с НИИ «Восход» на создание систем для федеральной платформы контроля оборота оружия и управления охранными услугами (ФПКО СПО ГИС). Кроме того, в их компетенции находилось оснащение подразделений Росгвардии профильным оборудованием.

«Приёмка была произведена на основании формальной проверки в эмуляторе, не подтверждающей способность ФПКО реально функционировать в операционной среде заказчика», — приводит издание слова представителя обвинения.

Следующее заседание по делу назначено на 8 декабря.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru