Внедрение российских средств шифрования в госорганах займет больше года

Аналитики «Кода безопасности» подсчитали, сколько времени понадобится отечественным госструктурам на исполнение требований по переходу на российские средства шифрования. По оценке экспертов, уложиться в озвученные властями сроки удастся только в случае применения оптимальных инструментов для реализации этой задачи.

На днях на сайте Кремля было опубликовано поручение президента главе правительства о необходимости подготовить переход органов власти на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования до 1 декабря 2017 года. В частности, правительство должно обеспечить разработку и реализацию комплекса мероприятий, необходимых для поэтапного перехода на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования, а также предусмотреть безвозмездный доступ граждан РФ к использованию российских средств шифрования.

Опубликованный документ повлечет за собой определенные шаги по приведению ИТ-инфраструктур государственных органов в соответствие заявленным требованиям. В частности, в госструктурах ожидается массовая установка в дополнение к имеющимся решениям отечественных средств криптографической защиты информации (СКЗИ).

Эксперты «Кода безопасности» отмечают, что нововведение коснется в первую очередь порталов государственных услуг федеральных и региональных ведомств. При этом реализация данной задачи затрагивает два аспекта: внедрение СКЗИ на стороне веб-сервера и на стороне пользователей. Если предположить, что на стороне пользователей будет реализовано встраивание сертифицированной криптобиблиотеки в браузер, то решить задачу на стороне веб-сервера можно двумя способами.

Один из них – это встраивание СКЗИ в веб-серверы, второй – внедрение программно-аппаратного комплекса (ПАК) с реализацией TLS VPN (одним из таких продуктов является «Континент TLS VPN Сервер», разработанный «Кодом безопасности»), который будет перехватывать HTTP/HTTPS-трафик и шифровать его в соответствии с алгоритмом шифрования по ГОСТ (28147-89). Каждый из вариантов имеет свои особенности – как с точки зрения технической реализации, так и с точки зрения сроков выполнения проекта.

 

 

По оценкам аналитиков «Кода безопасности», в первом случае (встраивание) этапы работ будут следующими:

  • Разработка организационно-распорядительной документации (ОРД) - 2 мес.;
  • Проведение открытого конкурса по 44-ФЗ - 2,5 мес.;
  • Внедрение - 0,5 мес.;
  • Контроль встраивания СКЗИ в ФСБ России - 7 мес.;                                                  

В результате такой проект можно будет осуществить в течение 1 года.

При выборе варианта установки ПАК проект будет разбит на следующие стадии:

  • Разработка ОРД - 2 мес.;
  • Проведение открытого конкурса по 44-ФЗ - 2,5 мес.;
  • Поставка оборудования и ПО - 1,5 мес.;                  
  • Внедрение - 0,5 мес.

Общая длительность проекта в таком случае составит около 7 месяцев.

Эксперты «Кода безопасности» отмечают, что, исходя из общепринятой практики, между выпуском поручения правительству и началом работ компаний по проектам (с учетом необходимости разработки и принятия подзаконных актов) проходит не менее трех месяцев. Соответственно, есть риск, что выбравшие вариант встраивания СКЗИ в веб-серверы организации с трудом уложатся в поставленные президентом сроки. А в случае задержки принятия подзаконных актов свыше трех месяцев возможны срывы сроков внедрения.

«Помимо сложностей со сроками первый путь - встраивание - сопряжен и с другими трудностями. Это дополнительные трудозатраты сначала на оформление и согласование пакета документов для испытательной лаборатории, а затем - на внесение изменений в код и отладку приложения по итогам анализа испытательной лаборатории. Но главное плюс второго варианта в том, что при выборе ПАК заказчик получает мощное высокопроизводительное промышленное решение, рассчитанное на крупные организации. Оно масштабируемо, удобно в управлении, совместимо с любыми интернет-браузерами, легко интегрируется с внешними SIEM-системами», - рассказал Павел Коростелев, менеджер по маркетингу продуктов компании «Код безопасности». 

Подпишитесь
в Facebook

Я уже с вами