Эксплойты становятся все более технически совершенными

Эксплойты становятся все более технически совершенными

На основании данных от Hewlett-Packard's TippingPoint Digital Vaccine Labs, Qualys и The SANS Institute был подготовлен отчет об основных киберугрозах 2010 года. В этом отчете особо отмечено, что при разработке PDF-эксплойтов и вредоносных сценариев на JavaScript все чаще используются сложные обфускационные техники и приемы.



"В настоящее время мы наблюдаем никогда прежде не виданные нами приемы обфускации и комплексные атаки", - признался руководитель расширенных исследований в области безопасности DVLabs Майк Доусон. - "Для примера: PDF-файлы для эксплуатации уязвимостей составляются из своеобразного набора потоков. Обычно эксплойт-код содержится в одном потоке и представляет собой единый массив данных в теле файла; теперь же разбиение этого кода на 10 и более взаимосвязанных потоков - едва ли не повседневная практика. Нечто подобное мы наблюдали и в поле деятельности JavaScript - там обнаруживался набор либо из нескольких IFRAME, либо из некоторого количества javascript-тэгов, которые ссылались на 10 и более сценариев. Каждый из них отвечает за определенные фрагменты эксплойт-кода, которые затем - уже на целевой машине - собираются вместе и запускаются на исполнение".


Согласно отчету, использование такой схемы предоставляет злоумышленнику полноценный и эффективный контроль над теми или иными задействованными техниками и приемами, равно как и упрощает добавление новых эксплойтов либо внесение изменений в код. Каждый фрагмент дополняет все остальные, и если хотя бы один элемент отсутствует, эксплойт не запустится. "Использование подобных приемов существенно усложняет работу систем предотвращения и детектирования вторжений, поскольку в этом случае для формирования четкого представления о направлении действий и целях эксплойта каждый поток необходимо анализировать отдельно", - говорится в отчете.


В 2010 году основной целью злоумышленников были продукты Adobe Reader и Acrobat; недавние атаки на 0-day уязвимости в этом программном обеспечении лишь подтверждают общую тенденцию. В отчете рассчитано время, которое требуется для снижения количества уязвимых машин (т.е. тех, на которых не установлены необходимые обновления безопасности) на 50%, т.н. "half-life"; по этому показателю Adobe Reader далеко отстает от операционных систем Windows. За последний год среднее время "half-life" для Windows составило 14,5 дней, а для Reader - 65 дней. Однако есть и надежда на лучшее: последняя версия Adobe Reader, v9, показывает время "half-life" в 15 дней - почти такое же, как и у Windows.


Помимо проблем с исправлением уязвимостей, авторы отчета особо выделяют и тот факт, что нередко новые уязвимости обнаруживаются одновременно или почти одновременно сразу несколькими исследователями, причем совершенно независимо друг от друга. Это подтверждается и практикой работы проекта TippingPoint's Zero-Day Initiative; согласно отчету, в 2007 году было отмечено 4 таких случая, в 2009 году - 18, а только лишь за первые 6 месяцев 2010 года уже стало известно о 13 случаях.


"Либо такие вещи стало проще обнаруживать, либо возросло количество исследователей, работающих в этой сфере", - рассказал г-н Доусон изданию eWeek. - "Так или иначе, если две команды защитников информации выявляют уязвимости одновременно и независимо друг от друга, и подобное происходит регулярно, то не требуется богатого воображения, дабы предположить, что синхронно с ними тех же результатов достигают и их контрагенты из андеграунда".


В отчете упомянуты и некоторые другие, не столь свежие, но все еще распространенные угрозы - Conficker, SQL Slammer, Code Red. Появившийся в 2004 году Slammer до сих пор в 10 раз чаще, чем какая-либо иная угроза, заставляет срабатывать IPS-фильтры HP TippingPoint.


"Старые добрые пути заражения по-прежнему актуальны", - заметил по этому поводу г-н Доусон. - "Довольно древние эксплойты до сих пор задействуются в кибератаках. Новые тенденции - это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что взлом паролей методом прямого перебора или проникновение на скверно настроенные компьютеры в ЛВС предприятия способны не менее эффективно скомпрометировать вашу систему".

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru