Эксперты научились шпионить за пользователями с помощью батарейки смартфона

Эксперты научились шпионить за пользователями с помощью батарейки смартфона

Исследователи из Стэнфордского университета нашли нетрадиционный способ отслеживания перемещений пользователей смартфонов — для этого им не потребовались ни сигнал GPS, ни хранимые на смартфонах данные о точках доступа Wi-Fi, к которым подключается устройство. Вычислить маршрут они смогли исключительно по картине энергопотребления устройства.

Энергопотребление смартфона зависит от того, сколько потребляет радиомодуль, отвечающий за подключение к базовым станциям сетей сотовой связи и передачу информации. «Узнав энергопотребление смартфона в течение некоторого времени (хотя бы нескольких минут), можно сравнить его с типовым энергопотреблением, заранее изученным на всех известных маршрутах передвижения в определенном городе», — пояснили исследователи в своей работе.

То есть узнать местоположение пользователя в любой точки земного шара и его путь из этой точки новый метод не позволит. Но он позволит узнать, каким маршрутом пользователь поехал на машине (и в каком направлении — от точки А к Б или от Б к А), зная его приблизительное изначальное местоположение, передает cnews.ru.

Для сбора данных исследователи разработали Android-приложение под названием PowerSpy. В серии экспериментов авторы метода смогли установить точность определения маршрута. Использовав 43 различных наборов данных для четырех маршрутов длиной около 19 км, они смогли достичь точности определения маршрута на уровне 93%. Добавление еще трех маршрутов и восьми наборов данных позволило получить точность 90,2%.

По словам исследователей, запуск различных приложений на смартфоне во время работы приложения PowerSpy и совершение вызовов не смогли исказить картину энергопотребления настолько сильно, чтобы метод оказался нерабочим. Дело в том, что эти факторы не имеют связи с изменением геопозиции устройства. Поэтому исследователи легко смогли их исключить, воспользовавшись алгоритмами машинного обучения.

Авторы метода подчеркивают, что на Android-устройствах любое приложение может получить доступ к параметрам энергопотребления — для этого ему не нужно получать от пользователя каких-либо разрешений, как в случае с доступом, например, к книге контактов или службам геолокации. Метод также позволяет отслеживать текущие координаты пользователя на заранее известном маршруте в режиме реального времени. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru