Новый троян распространяют через Microsoft Word

Троян Vawtrak распространяется через макросы Microsoft Word

Специалисты компании Trend Micro вышли на след хакерской группы, распространяющей банковский троян Vawtrak. ПО инфицирует компьютеры в несколько этапов. Для этого используются документы Microsoft Word с зараженными макросами. В список целей злоумышленников входят банки J.P. Morgan, Bank of America, Lloyd’s Bank, HSBC, Citibank и Barclays.

Хакеры используют несколько техник для маскировки нападения. В первой в документ Microsoft Word добавляется якобы зашифрованная информация, которая расшифровывается только после активации макросов. Вторая заключается в распространении VBScript-файла с обходом ограничений по выполнению задач. Скрипты с обходом могут выполнять файлы без ограничений и подозрений.

Письма с вредоносными файлами отправляют от лица таких сервисов, как FedEx и уведомляют пользователей о получении посылок. Злоумышленники также маскируются под компанию American Airlines и рассылают сообщения о покупке билетов с помощью платёжных карт. Во всех случаях к письмам крепится документ Microsoft Word, который якобы предоставляет больше информации о содержимом сообщения. Когда жертва открывает документ, ей сразу предлагают включить макрос.

Данная функция отключена в софте по умолчанию ведь компонент часто эксплуатируют хакеры. Пользователи, которым нужны макросы для автоматической работы, способны активировать их вручную. В случае с кампанией по распространению Vawtrak макрос содержит команды по скачиванию пакетного, PowerShell и VBS файлов. Пакетный документ запускает VBS, а тот – PowerShell. Последний и загружает троян на систему.

Трёхступенчатая техника заражения используется, чтобы процесс не заметили системы безопасности ПК. В Trend Micro утверждают, что данный вариант Vawtrak считывает логин сведения почтового клиента Microsoft Outlook. Вредоносный софт также интересует информация, которая хранится в браузерах Mozilla Firefox и Google Chrome, FTP клиентах. Анализ трояна показал, что он способен подключатся к веб-браузерам и обходить механизм SSL.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru