Число пользователей, атакованных фишерами, за год увеличилось почти вдвое

Число пользователей, атакованных фишерами, за год увеличилось почти вдвое

Число интернет-пользователей, столкнувшихся с фишинговыми атаками за последние 12 месяцев, увеличилось на 87% – с 19,9 до 37,3 миллионов. Чаще всего жертвами этой киберугрозы становятся жители России, США, Индии, Вьетнама и Великобритании. Таковы результаты исследования «Эволюция фишинговых атак в 2011-2013 гг.», проведенного «Лабораторией Касперского» в июне 2013 года на основе данных облачной системы мониторинга KasperskySecurity Network.

Фишинг – это схема интернет-мошенничества, при которой преступники создают фальшивую копию популярного сайта (сервиса электронной почты, интернет-банка, социальной сети и т.д.) и различными способами пытаются заманить на нее пользователей Интернета. Цель фишинговых атак – получить ценные пользовательские данные: персональные сведения, информацию для доступа к банковским сервисам и аккаунтам в социальных сетях. Впоследствии злоумышленники либо самостоятельно используют полученные данные для похищения денег жертвы, а также распространения спама и вредоносного ПО через скомпрометированные аккаунты в почте или социальных сетях, либо перепродают информацию другим преступникам.

Долгое время фишинг оставался разновидностью угроз, характерных для почтового спама. Однако данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что фишинговые атаки достигли таких масштабов, что правильнее рассматривать их как отдельную опасную угрозу. Так, например, на фишинговые атаки, организованные через спам-рассылки, за последний год пришлось чуть более 12% от всего объема зарегистрированных атак. Во всех остальных 88% случаев пользователи сталкивались со ссылками на фишинговые страницы отнюдь не в почте, а, например, в процессе веб-серфинга, при общении в Интернете (через Skype и т.п.) и использовании соцсетей. 

В ходе исследования специалисты «Лаборатории Касперского» проанализировали данные о фишинговых атаках, полученные от более чем 50 миллионов пользователей Kaspersky Security Network в период с 1 мая 2012 года по 30 апреля 2013 года, и сравнили их с данными за аналогичный временной промежуток 2011-2012 гг.

По итогам анализа выяснилось, что за период 2012-2013 гг. ежедневно фишинговым атакам подвергалось 102,1 тысячи пользователей по всему миру, а это почти вдвое больше, чем за аналогичный предыдущий период. Лидерами по росту числа атакованных пользователей оказались 4 страны: Вьетнам, США, Индия и Германия – здесь этот показатель увеличился более чем на 100%. 

Большинство серверов, на которых размещались фишинговые страницы, были зарегистрированы на территориях  США, Великобритании, Германии, России и Индии. А более половины (57%) всех идентифицированных уникальных источников атак располагаются на территории всего 10 стран. При этом количество этих самых источников атак за период с 2012 по 2013 гг. выросло более чем в 3 раза.

Главными целями злоумышленников оказались одни из самых популярных интернет-ресурсов: Yahoo!, Google, Facebook и Amazon. На эти сервисы пришлось свыше 30% всех фишинговых инцидентов. В то же время более 20% всех атак были совершены на банки и другие кредитно-финансовые организации. В тридцатку самых подделываемых ресурсов попали также American Express, PayPal, Xbox live и Twitter.

«Объем и разнообразие фишинговых атак, обнаруженных в ходе исследования, указывают на то, что фишинг – не просто один из способов нелегального обогащения злоумышленников, а значимая и заметная угроза. Сравнительная простота организации подобных атак и их эффективность привлекают все большее число киберпреступников к данному виду незаконной деятельности. Объемы фишинговых атак, выросшие почти вдвое всего за год, тому подтверждение», – отметил Никита Швецов, заместитель директора по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru