Компания Vigilant применила теорию информации для борьбы с угрозами

Компания Vigilant применила теорию информации для борьбы с угрозами

Специалисты фирмы намерены применять для противодействия вредоносному программному обеспечению математические методы измерения энтропии. Вычисляя степень неопределенности фрагментов в потоке данных, можно обнаруживать аномалии, которые, в свою очередь, способны указать на присутствие опасных приложений или активности злоумышленников.

Так, если последующий фрагмент полностью предсказуем на основании сведений о предыдущих, то можно говорить, что энтропия в рассматриваемом случае имеет нулевое значение. При равновесном выборе из двух вариантов (как в общеизвестном примере с подбрасыванием монеты) степень случайности соответствует одному биту энтропии, и так далее. В защите информации энтропию можно привлекать, скажем, для оценки надежности паролей: если абсолютно случайное кодовое слово, состоящее из восьми произвольных и ни разу не повторяющихся символов, может характеризоваться 52 битами энтропии, то при использовании определенных слов степень неопределенности пароля снижается в среднем до 18 битов - а, следовательно, взломщик может испробовать не все 252 комбинаций, а лишь наиболее вероятные 218 (существенно снизив тем самым время подбора).

Vigilant, однако, использует энтропию для других целей, а именно - для выявления атипичных образцов данных, которые могут быть соотнесены с вредоносным кодом. Похожая тактика успешно применяется в службах защиты от спама: если одна учетная запись отправляет письма на тысячи адресов, не имеющих никакой явной связи ни с ней, ни друг с другом, то можно с высокой степенью уверенности заключить, что рассылка является нежелательной. Эксперты компании уверены, что расчет показателя энтропии может быть столь же эффективно использован для отсеивания вредоносных объектов (поскольку многие инфекции генерируют случайные имена файлов), а также доменов. В частности, по данным Vigilant, степень неопределенности обычного доменного имени изменяется в пределах от 2,5 до 3,9 битов; следовательно, если энтропия превышает уровень в 4 бита, то перед нами, скорее всего, продукт работы вредоносного генератора случайных имен.

Еще один вариант применения соответствующих расчетов - борьба с программными шпионами, которые используются в долговременных атаках повышенной сложности (APT). Чтобы скрыть факт утечки сведений, шпионы часто шифруют информацию перед ее отправкой хозяину, но при передаче используют стандартный протокол HTTP, а не защищенное соединение. Обычный текст на естественном языке имеет невысокие показатели энтропии (например, для английского языка - от 0,6 до 1,5 бит); напротив, шифртекст по самой своей сущности должен характеризоваться как можно более высокой степенью непредсказуемости. Соответственно, если по обычному исходящему соединению вдруг начинают идти потоки данных с высоким показателем энтропии, то это явственно сигнализирует о попытке передать криптованные сведения - что, в свою очередь, вызывает обоснованные подозрения.

PC World

Письмо автору

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru