Поддельные антивирусы добрались до Skype

«Лаборатория Касперского» проанализировала развитие киберугроз в сентябре 2011 года. Внимание экспертов привлекли таргетированные атаки на бизнес, а также новые уловки вирусописателей по распространению вредоносного кода для мобильных устройств.



Одним из громких событий месяца стала очередная крупная победа над зомби-сетями. Благодаря совместным действиям «Лаборатории Касперского», Microsoft и Kyrus Tech удалось закрыть крупный ботнет Hlux/Kelihos, объединявший более 40 000 компьютеров. Он был способен рассылать ежедневно десятки миллионов спам-писем, проводить DDoS-атаки и загружать на компьютеры жертв различные вредоносные программы. Одновременно с этим была отключена и доменная зона cz.cc, которая на протяжении этого года представляла собой настоящий рассадник различных угроз: от поддельных антивирусов (в том числе и для MacOS), до шпионских программ. В ней же находились и центры управления нескольких десятков ботнетов.

В сентябре была отмечена новая волна инцидентов, связанных с распространением поддельных антивирусов с использованием Skype. Для начала преступники подбирали имена учетных записей пользователей, которым затем звонили незнакомцы с именем «URGENT NOTICE» и сообщали, что защита их компьютера якобы не активна. Чтобы ее активировать, надо было зайти на специальный сайт и заплатить $19,95. Избавиться от такого рода спама в Skype можно, если установить в настройках безопасности этой программы опции, позволяющие принимать звонки, видео и чат только от пользователей из списка контактов.

Количество угроз для мобильных устройств по-прежнему продолжает расти, и сентябрь в этом плане не стал исключением. Так, в минувшем месяце было обнаружено 680 модификаций вредоносных программ для мобильных платформ, из которых 559 – это зловреды для ОС Android.

В конце сентября были зафиксированы первые попытки атак с использованием QR-кодов (от англ. «quick response» – «быстрый отклик»). Сегодня многие пользователи ищут новые программы для своих мобильных устройств с помощью персональных компьютеров, и эта технология помогает упростить установку ПО на смартфоны, Достаточно сканировать штрих-код мобильным устройством, и начинается процесс закачки на него приложения.

Злоумышленники стали использовать новую технология для распространения вредоносного ПО. В результате в Сети появились сайты с размещенными на них QR-кодами для мобильных приложений (например, Jimm или Opera Mini), в которые была зашифрована ссылка на вредоносный файл. После сканирования зараженного кода, на смартфон загружался троянец, отправляющий SMS-сообщения на короткие платные номера.

К началу октября эксперты «Лаборатории Касперского» обнаружили QR-коды, которые связаны со зловредами для наиболее популярных у злоумышленников мобильных платформ Android и J2ME.

Прошедший месяц не обошелся без очередных громких атак на крупные компании и государственные структуры разных стран. Жертвой одной из них стала японская корпорация Mitsubishi. Было заражено около 80 компьютеров и серверов заводов, которые занимаются производством оборудования для подводных лодок, ракет и атомной промышленности. Как выяснили эксперты «Лаборатории Касперского», атака началась еще в июле и была проведена по классическому для подобных угроз сценарию. Ряду сотрудников Mitsubishi злоумышленники направили письма, содержащие PDF-файл, который представлял собой эксплойт уязвимости в Adobe Reader.

После открытия этого файла происходила установка вредоносного модуля, открывающего хакерам полный удаленный доступ к системе. Другой, еще более серьезный инцидент получил название Lurid. Он был связан со взломом и заражением полутора тысяч компьютеров, расположенных, в основном, в России, странах бывшего Советского Союза, а также Восточной Европе. Атакующих интересовали предприятия авиакосмической отрасли, научно-исследовательские институты, ряд коммерческих организаций, государственные ведомства и некоторые СМИ. Как и в случае с атакой на Mitsubishi, на первом этапе здесь также использовались письма в электронной почте.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Газпромбанк пожаловался на мощную DDoS-атаку

6 сентября на сервисы Газпромбанка натравили ботов. В результате DDoS-атаки пострадали сайт компании, кол-центр и смс-провайдер. ИБ-отдел Газпромбанка жалуется, что бизнесу в кибервойне не помогают силовики.

“Прошли те времена, когда модель угроз состояла из криминала, а целью была нажива. Теперь это политически подкованные группы с идеей что-то обрушить, сделать что-то плохое”, — этими словами начал свое выступление на Business Information Security Summit Александр Егоркин, первый вице-президент Газпромбанка.

Егоркин рассказал о масштабной DDoS-атаке, которой подверглись сервисы Газпромбанка 6 сентября. Хактивисты настроили тысячи ботов, которые одномоментно заполняли анкеты на сайте банка. Злоумышленники вбивали в форму данные из утечек интернет-провайдера, а тот автоматически рассылал сообщения по указанным номерам телефонов.

В итоге “упали” сайт и кол-центр Газпромбанка, а также сам смс-провайдер, рассказывает Егоркин.

“Надо отдать должное, атакующие серьезно готовились”, — оправдывается Егоркин. В тот же день атакам подвергся банк-клиент и сетевой экран Газпромбанка. По словам топ-менеджера, на восстановительные работы ушло примерно четыре часа.

Егоркин считает, что в сегодняшних сложных условиях кибервойны банки остаются один на один с хактивистами. Силовые структуры не уделяют должного внимания ни предотвращению, ни расследованию инцидентов.

Нас “дидосили” с российских, белорусских и китайских IP-адресов, добавляет ИБ-специалист. “Интернет-проксеры” и правоохранительные органы могли бы оперативно найти центр управления атаками и заблокировать сервер. Но этим никто не занимается.

“Каждый сам за себя в этом киберпространстве”, — сожалеет Егоркин.

Представитель Газпромбанка считает, что государство должно активнее помогать бизнесу в борьбе с атаками.

Уже на другой дискуссии, участников круглого стола “Ландшафт и стратегия ИБ голосами практиков” спросили, нужно ли государству больше вмешиваться в “разборки” больших бизнесов с киберпреступниками.

Крупные финансово-коммерческие организации должны сами оценивать свои риски, высказался Роман Морозов, руководитель Управления информационной безопасности Департамента безопасности, Capital Group.

Государство уже и так достаточно делает, добавили другие спикеры.

На рост атак жаловался и представитель коммерческого банка Кыргызстана.

Все мошенники, которые до этого терроризировали своими звонками российских пользователей, перешли на наших граждан, — уточнил начальник Службы ИБ Батырбек Абдрашитов. — В том числе потому, что официальный государственный язык в Кыргызстане — русский”.

Аферисты масштабировали свои сценарии на киргизских граждан.

После введения антироссийских санкций Кыргызстан стал плацдармом для поддержки “изъятых” в России банковских услуг, напоминает Абдрашитов. Риски при этом возросли.

“Нам было бы полезно и приятно принять участие в киберучениях вместе с российскими коллегами”, — добавляет Абдрашитов.

Есть вопросы у бизнеса и к импортозамещению, которое теперь принято называть “цифровой независимостью”.

В Газпромбанке больше половины систем уже импортозамещены, рассказывает Егоркин. Еще несколько десятков продуктов проходят тесты. По словам топ-менеджера, основные претензии к российским решениям — нагрузочные характеристики, слабая функциональность, сбои и “недружелюбный” интерфейс.

С такой оценкой согласен и Юрий Забавин, начальник отдела ИБ РусГазШельф:

“Многие российские решения, которые предлагают сейчас наши вендоры вместо ушедших, имеют костыли. Многие топовые решения ушли с рынка. Российские же не могут полноценно заменить. Интерфейс, нагрузочные характеристики не справляются, многое в стадии разработки. Мы ищем отечественные аналоги, которые бы нас удовлетворили. Но многие иностранные решения по деньгам были дешевле, чем наши. Сейчас я формирую бюджет. Пока не знаю, как буду защищать этот бюджет, если решения в 2022 году на такое же количество людей, стоят намного дороже, чем в 2021”.

Сдержанные эмоции вызвала у представителей бизнеса инициатива оборотных штрафов за утечки. На первой пленарной сессии BISS’22 регуляторы активно требовали большей ответственности для игроков.

По мнению вице-президента Газпромбанка, если банк внедрил все нужные ИБ-решения и соответствует требованиям, его не за что наказывать.

“Любая система уязвима, — считает Егоркин. — Тот, кто говорит, что можно построить неуязвимую систему, ничего не понимает в ИБ. Имея неограниченный денежный и временной ресурс, можно взломать любую систему”.

Кроме того, высокие оборотные штрафы могут спровоцировать шантажистов, считают участники дискуссии.

Оборотные штрафы за утечки — это философский вопрос, готового решения пока нет, заключили эксперты ИБ от бизнеса.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru